Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Романовские речные суда
Романовки

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница

Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Как погиб Илья Тутаев
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

Суда типа шитиков были довольно примитивны. На Волге они совершенствовались не только в смысле улучшении качества самой постройки, но и некоторых изменений в их конструкции, особенно в подводной части, приспособляемой к условиям плавания в меженнее* время и представлявшей, в сущности, некоторый переход в сторону судов барочного типа. Ярким результатом таких нововведений явились оригинальные суда, получившие название романовок (от города Романова). Петр I в конце своей жизни обратил особое внимание на романовки, принял личное участие в усовершенствовании их конструкцию и, под именем новых романовок, усиленно рекомендовал их постройку на Волге.

Доставляемые в город товары: пригоняемые водою с верховьев Волги строевой и дровяной лес, — первого, примерно, на 6000, а дровяного на 1000 рублей, соль из Саратовских запасных магазинов, ассигнованная для Романова с уездом в количестве 22 105 пудов 28 фунтов, разные сукна, материи на платья, чай, сахар, кофе, деревянное масло, виноградные вина, получаемые из С.-Петербурга, Москвы и Ярославля, с Нижегородской и Ростовской ярмарок. Всего привозного товара, по примерной цене, до 100 000 рублей да здешнего мастерства и рукоделья и съестных припасов, покупаемых у сельских жителей, до 50 000 рублей. А ценность всего привозного и отпускаемого товара простирается на сумму до 473 770 рублей.

Романовка

Романовки были небольшие, но широкие суда, – до 7 саженей** в длину и 4 саженей в ширину, грузоподъёмностью, на осадке в 6 четвертей***, до 2.000 пудов****. Плоское днище имело подъём в носу и корме, а посредине его устраивался треугольный выступ (наподобие киля), служивший для стока воды в трюме (и частью для разреза перекатных песков). Носовой штевень (форштевень) имел сильный уклон наружу, кормо­вой был отвесный. Борта также уклонялись в наружную сторону и, кроме того, имели некоторую выпуклость, образуя подбор внизу, мягким овалом сливавшийся с днищем. Нос судна сводился острым углом, корма же заканчивалась транцем. Шпангоуты связывались с бимсами, имевшими большой погиб вверх (до 2 футов*****). На палубе, вдоль бортов, проводился порубень на стойках. Палуба обычно устраивалась с „подволоком" (подшивкой снизу), борта также имели сплошную внутреннюю обшивку. Вообще, вся постройка была прочная и чистая, и суда, в большинстве случаев, служили для перевозки ценных грузов.

Новая романовка

Управлялись романовки рулём и ходили под прямым парусом, поднимаемым на одной, большой и толстой, мачте.

* Меженнее время или меженний горизонт – минимальный уровень воды, держащийся продолжительное время в течение года.
** Сажень - 2, 133 60 м
*** Четверть - 1/4 аршина или 17,78 см. В контексте – 107 см.
**** Пуд - 16.3804815 кг. В контексте – около 33 тонн.
***** Фут - 0, 304 800 м.

 

Из «Судоходного дорожника Европейской России». Описание речного судна — романовка. 1854 г .

Строятся из соснового и елового лесу, крепятся железом... конопатятся паклею и вымарываются снаружи смолою. Дли на их 4,5, 6 1/2 сажень (8,5 – 14 м Здесь и далее - прим. автора)), ширина 4 и 5 аршин (3-4 м), глубина от 4 до 8 четвертей (2-4 м), осадку имеют от 12 до 28 вершков (0,5 – 1,25 м), грузоподъёмность имеют от 1500 до 3000 пудов (25-50 тонн). Стоят от 300 до 600 рублей (а вот тут я на наши деревянные перевести затрудняюсь, но недёшево), служат от 3 до 5 лет.

Ходят вверх и вниз по Волге и притокам; по обветшанию ломаются на дрова (Безотходное производство).

«Судоходный дорожник Европейской России».
СПб., 1854. Ч. 1. с. 112.

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала