Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Романов-Борисоглебск и Волга

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

О том, что Волга – великая русская река, знают уже ученики начальных классов. Испокон зовут ей Волга-матушка, Волга-красавица. Но для многих стоящих по ней городов и людей, эти города населяющих, была она и Волгой-кормилицей.
С древнейших времён была Волга путём-дорогою «из варяг в греки».

Без преувеличения, огромное значение имела Волга и для Романов-Борисоглебска. По ней шел торговый путь вниз на Ярославль, Нижний Новгород, в хлебное Среднее Поволжье, на Астрахань и Каспий. Вверх - на Рыбинск, Углич, Тверь, по Шексне — на Белозёрск. Волга кормила рыбаков и торговцев, перевозчиков и судостроителей, бурлаков и простых обывателей. Без Волги невозможно представить развитие Романов-Борисоглебска и его процветание, развитие в городе торговли и местного производства. Трудно поверить, что в ныне захолустном городке проживало когда-то около 200 купцов и промышленников. Если взглянуть на старые фотографии или открытки – поразишься обилию причалов и пристаней в столь небольшом городе.

Не зря о романовцах писали современники, что они «в ремесле и торговле трудолюбивы»... Для перевозки людей товаров и прочих грузов необходимы были речные суда, и романовцы научились их строить. Суда-ладьи эти были легки, отстойчивы, надёжны и весьма грузоподъёмны при малой осадке. Они могли принимать на борт до 50 тонн груза и ходить не только по Волге, но и по её притокам. Называли эти суда, по названию города, «романовками».

На «романовки» обратил внимание ещё Пётр Великий, отмечая немалые их положительные качества. Основатель Российского Морского флота не оставил без внимания и флот речной, столь нужный государству с огромной территорией. Своими Указами Пётр I обязывал судовладельцев заменить суда «старого манира» новыми — «романовками».

«В 1719 ... Пётр Великий указом от 9 июня предписал корабельному мастеру Сурмину переделать по новому образцу все здешние суда старинной постройки, с угрозою, если старинные суда появятся в следующем году, брать с каждого из них по 300 рублей штрафу».

«Путеводитель по Ярославской губернии». 1859 год

Строили «романовки» на стапелях, устраиваемых прямо на волжском берегу. Строили быстро и много, благо, корабельного лесу в те времена хватало. Строили и романовцы, и борисоглебцы, да ещё жители волжского села Устье.

В середине XIX века на Волге появились первые колёсные пароходы, с которыми «романовки» не могли соперничать, но ещё долго использовали их судовладельцы не только небольших городов, но и таких, как Ярославль, например. Даже в начале XX века можно было увидеть «романовки» на волжской глади.

Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля о названии речного судна — романовка. XIX век.

Романовка (ж. р.) — речное судно, ладья, прозванное по городу (Яросл.). Романовки перевозят лес с лесопильного завода.

Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
М., 1956. Т. 4. с. 103

Из «Судоходного дорожника Европейской России». Описание речного судна — романовка. 1854 г .

Строятся из соснового и елового лесу, крепятся железом... конопатятся паклею и вымарываются снаружи смолою. Дли на их 4,5, 6 1/2 сажень (8,5 – 14 м Здесь и далее - прим. автора)), ширина 4 и 5 аршин (3-4 м), глубина от 4 до 8 четвертей (2-4 м), осадку имеют от 12 до 28 вершков (0,5 – 1,25 м), грузоподъёмность имеют от 1500 до 3000 пудов (25-50 тонн). Стоят от 300 до 600 рублей (а вот тут я на наши деревянные перевести затрудняюсь, но недёшево), служат от 3 до 5 лет.

Ходят вверх и вниз по Волге и притокам; по обветшанию ломаются на дрова (Безотходное производство).

«Судоходный дорожник Европейской России».
СПб., 1854. Ч. 1. с. 112.

Из сведений о числе судовладельцев в городе Ярославле и о числе принадлежащих им различных видов судов, в том числе романовок. 1856 г.

В городе Ярославле число судохозяев — до 18 и число принадлежащих им судов : пароходов — 2, конных машин — 15, гусянок — 65, подчалков — 27, мокшанов — 8, коломенок — 65, барок — 78, расшив — 19, полубарок — 35, тихвинок — 50 и романовок — 18. Всего 382 судна.

Государственный архив Ярославской области.
Ф. 642, д. 22535, л. 129.

Из дневника М.Г. Зацепина, владельца усадьбы Зацепиных.

«Между прочим, мне в эту поездку (приезд в Романов-Борисоглебск в 1876 г. прим. автора) удалось видеть бурлаков, уже выходивших из моды и приводные баржи, – совсем представлявшие уже редкость и в то время. Способ передвижения заключается в том, что баржа имеет два якоря. Один из них заводится вперёд на вёслах возможно дальше против течения и отдаётся там, якорный канат от него прикреплён на барже к барабану, вращающемуся с помощью 4-х лошадей припряженных к водилам и погоняемым вокруг барабана; якоря поочерёдно заводятся на лодках вперёд, отсюда и название большой лодки - “заводная”. Конный привод расположен по средине баржи под верхней палубой, защищающей от дождя и солнца.

Скорость передвижения зависит, конечно, от течения, груза и прочего, но, кажется, колеблется от 2-х до 4-х вёрст в час».

Соединённая каналами, стала Волга дорогою и к Белому морю, и к Чёрному, и к Балтийскому. Дорогой, не требующей, практически, ремонтов, с самым экономичным видом транспорта. Ещё в 90-х годах прошлого века движение на Волге было подобно движению на оживлённой автомагистрали. Баржи с тысячами тонн груза шли по реке непрерывным потоком. Теплоходы ходили не только туристические, но и пассажирские. Из того же Романов-Борисоглебска (Тутаева) можно было с комфортом доехать хоть до Нижнего Новгорода, хоть до Твери, не дыша бензиновым перегаром и не боясь быть раздавленным встречной «фурой».

Хорошая дорога. Удобная и выгодная. Но только не в современной России…

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала