Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Культура русской дворянской усадьбы

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Усадьба дворян Зацепиных
Культура русской дворянской усадьбы
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

 

Человек — существо крайне неорганизованное и хаотичное. В себе самом он со временем, может быть, и разберется. Установит свои ценности и идеалы, да и поступки научится выстраивать в соответствии с ними. Но людей много и каждый старается свои ценности утвердить в людском сообществе, свои идеалы установить в качестве самых для всех главных. Если это допустить, начинается общественный хаос.

Тут и вступает в свои права культура. Многие философы именно в организации социального хаоса видят ее предназначение. Для этого общество вырабатывает некие усредненные идеалы и ценности, которые и составляют его идеологию. Однако конкретная личность чаще всего не соответствует усредненным общественным идеалам. Да и человек воспринимает навязываемые ему обществом ценности, как ограничение своей свободы. Так постепенно культура, оставаясь мощным средством регуляции отношений в обществе, становится механизмом подавления индивида.

Таким образом, жизнь отдельного человека протекает в двух резко разграниченных планах. Общественная деятельность осуществляется в, так называемое, рабочее время. Ему (подчас очень остро) противостоит индивидуальное время, свободное время. В психологическом мире индивида это отличие фиксируется в точных выражениях: надо и хочу. Для человека работа, которую сделать надо, находится совсем в другом мире, чем та, которую делать хочется. И "время надо", в отличие от "времени хочу" наполнено совсем другим смыслом.

Свободное время (время хочу) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь, все должно быть иным, желаемым, а не должным. Иное поведение выражается в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных жестах, в особых шутках. Иное поведение выражает себя в подарках и совместных трапезах, что особенно характерно для Руси. Так всё — особое место, особо выделенное время, особые предметы и иное поведение служат созданию не похожей на повседневность идеальной реальности, той, о которой нам только мечтается. Реальности, что воплощает в себе наше представление об идеальном существовании, о давно ушедшем "золотом веке".

В мире дворянской культуры с ее жесткой иерархией это ощущалось особенно остро. Потому и говорила Екатерина II , что "жить в обществе не значит ничего не делать". Эта сценическая , крайне театрализованная жизнь была настоящим ежедневным общественным трудом. Дворяне служили "Государю и Отечеству" не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была для дворянина таким же "надо", как и служение в государевых войсках.

А "идеальную реальность" воплощали для русских дворян XVIII - XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого , пусть и " плохенького ", усадебного строительства — создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей — это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках — наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков — символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы — все чуть - чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами - оврагами и прудами.

Сама природа — это идеальный сад бога, наподобие райского сада. Каждое дерево, каждое растение что - нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны . Плющ , как знак бессмертия , обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Характерно, что осина, как "проклятое дерево" практически не встречается в дворянских усадьбах.

Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность. Эта идеальность была сродни театру, где на сцене выстраиваются парадные сцены, а за кулисами течет своя повседневная жизнь. Потому усадебное строительство тщательно скрывалось от посторонних глаз. Строительные площадки окружали завесой секретности. Вокруг них возводились высокие заборы, разбирались подъездные пути и мосты, уничтожались технические документы. Усадьба должна была предстать как бы созданная в одночасье, по мановению волшебства. Создавалась декорация в театре дворянской жизни. Именно так возникал Петербург — в одночасье, на безлюдном финском болоте. Вмиг явилась изумленной Европе новая каменная Россия.

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни . Городские ворота открываются и закрываются в определенное время , начиная и завершая городской день . В императорском дворце время течет не так , как в деловом офисе . Так и дворянская усадьба формировала свой ритм жизни . Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе , протекала в ней и часто заканчивалась здесь же . Жизненный круг дополнялся дневным . Сутки в усадьбе явно делились не только временно , но и пространственно . " Предрассветные сумерки вестибюля " продолжали " раннее утро мужского кабинета ", " полдень гостиной ", " театральный вечер " и так далее , вплоть до " глубокого вечера спальни ".  

Как и театральное бытие жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную . Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет . Однако , обставляли его почти всегда очень скромно . " Кабинет , поставленный рядом с буфетом ( буфетной комнатой ), уступал ему по величине и , несмотря на свою укромность , казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг ", — писал Ф . Ф . Вигель . На протяжении всего XVIII столетия , когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина , кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы . Здесь все было предназначено для уединенной работы .

Соответственно кабинет и меблировался . Модным считался " голанскый " или " английскый " кабинет . Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель , с очень неброской обивкой , да скромные настольные часы . Письменные столы не жаловались . Предпочтение оказывалось секретерам , конторкам , бюро .

Барский кабинет , в отличие от покоев хозяйки , почти не украшался и весьма скромно декорировался . Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для " утрешнего употребления " вишневки или анисовки ( считалось , что это способствует профилактике " грудной жабы " и " удара " — самых модных болезней XVIII - начала XIX веков ) да курительная трубка . Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом . " В наше время , — вспоминает еще конец XVIII века Е . П . Янькова , — редкий не нюхал , а курить считали весьма предосудительным , а чтобы женщины курили , этого и не слыхивали ; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе , и ежели при дамах , то всегда не иначе как спросят сперва : " позвольте ". В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье , чтобы , сохрани Бог , как - нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла .

Каждое время имеет свои особые привычки и понятия .

Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года , а в особенности в 1820- х годах : стали привозить сигарки , о которых мы не имели и понятия , и первые , которые привозили нам , показывали за диковинку ".

Для курения в кабинете специально помещались несколько натюрмортов на тему Vanitas ( бренности жизни ). Дело в том , что на протяжении целого столетия " поедание дыма " связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы " суеты сует " и " жизнь есть дым ". Эта , евангельская в своей основе , тема была особенно популярна в России . Дети пускали недолговечные мыльные пузыри , взрослые пускали из трубок эфемерный дым и летали на хрупких воздушных шарах — и все это воспринималось на рубеже веков как символы крайней зыбкости существования .

Именно здесь , в кабинете хозяина усадьбы , отчитывались управляющие , писались письма и распоряжения , подсчитывался оброк , принимались попросту соседи , обсуждались проекты усадебных архитекторов . Сегодня исследователи часто встают в тупик , обсуждая вопросы авторства тех или иных усадеб . Кто был их подлинным творцом ? Архитектор , создававший первоначальный проект ? Хозяин усадьбы , почти всегда переделывавший его по - своему ? Подрядчик , который более считался со своим умением , чем со вкусами архитектора и хозяина ?

Поскольку мужской кабинет предназначен для работы , основную роль в его интерьере играли книги . Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства . Помещики не гнушались тщательно штудировать архитектурные труды Виньолы или Палладио , особенно при начале нового усадебного строительства . Ведь наряду с французским языком , архитектуру полагалось знать каждому образованному дворянину . Календари , содержавшие советы на все случаи жизни — непременный атрибут таких кабинетов . Чего здесь только не было ? " Список пожалованных Ея Императоским Величеством орденом ...", " верный способ разводить в нежарких краях собак аболенских ", " рецепт нискорейшего гашения извести негашеной ", " наипростейшее средство крашения липы в красное и эбеновое дерево ", " об наизящнейшем и немногодельном способе англицкие парки разбивать ", " о дешевой и верной методе лечения золотухи ", " об изготовлении вишневой скороспелой наливки " и многое другое.

В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение . " По деревням кто любил чтение и кто только мог заводился небольшой , но полной библиотекой . Были некоторые книги , которые как будто почитались необходимыми для этих библиотек и находились в каждой . Они перечитывались по нескольку раз всей семьею . Выбор был недурен и довольно основателен . Например , в каждой деревенской библиотеке непременно уже находились : Телемак , Жильблаз , Дон - Кишот , Робинзон - Круз , Древняя Вифлиофика Новикова , Деяния Петра Великого с дополнениями , История о странствиях вообще Лагарпа , Всемирный Путешествователь Аббата де ла - Порта и маркиза Г ., перевод Ив . Перф . Елагина , роман умный и нравственный , но ныне осмеянный . Ломоносов , Сумароков , Херасков непременно были у тех , которые любили стихотворство . После уже начали прибавляться к этим книгам сочинения г - на Вольтера ; и романы и повести его же ; и " Новая Элоиза ". В начале нынешнего столетия вошли у нас в большую моду : романы Августа Лафонтена , г - жи Жанлис и Коцебу . Но никто не пользовался такой славою, как г - жа Радклиф . Ужасное и чувствительное — вот были, наконец, два рода чтения наиболее по вкусу публики . Чтение этого рода заменило наконец прежние книги ". Так писал в середине XIX столетия М. А. Дмитриев.

На такой литературе было воспитано несколько поколений молодых дворян . Отсюда , из мужского кабинета усадьбы распространялось русское просвещение . Здесь составлялись проекты первых ланкастерских школ в России , новых систем севооборота , женского образования . Здесь постепенно вызревала капиталистическая система хозяйствования . Недаром Н . В . Гоголь , описывая в " Мертвых душах " деревню " просвещенного " полковника Кошкарева , ехидно замечает : " Вся деревня была вразброску : постройки , перестройки , кучи извести , кирпичу и бревен по всем улицам . Выстроены были какие - то домы , вроде присутственных мест . На одном было написано золотыми буквами : " Депо земледельческих орудий "; на другом : " Главная счетная экспедиция "; " Комитет сельских дел "; " Школа нормального просвещения поселян ". Словом , черт знает чего не было ".

В этих же кабинетах любопытные естествоиспытатели проводили пневматические, электрические, биологические опыты. Отсюда вели астрономические наблюдения. Потому иногда кабинет был буквально уставлен телескопами, земными и небесными глобусами , солнечными часами и астролябиями.

Дополняли довольно скромную , почти аскетическую обстановку мужского кабинета два - три портрета родителей и детей хозяина , небольшая картина с баталией или морским пейзажем.

Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы , то его парадным лицом служила гостиная или зала . Такое разделение на домашнее и гостевое , повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе . Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на " парадные апартаменты " и " комнаты для фамилии ". В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям , в большинстве же домов они прекрасно совмещались.

Современники безусловно воспринимали залу или гостиную как парадный , и оттого официально - холодный апартамент . " Зала , большая , пустая и холодная , в два - три окна на улицу и четыре во двор , с рядами стульев по стенкам , с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам , с большим роялем у стены ; танцы , парадные обеды и место игры в карты были ее назначением . Затем гостиная , тоже в три окна , с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном . По бокам дивана — кресла , козетки столики , а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену ... В годы нашего детства фантазии считались недозволенными и все гостиные были на один лад ", — вспоминает П . А . Кропоткин .

Эту пустоту и холод гостиных , где " всегда вся мебель была покрыта чехлами ", вспоминают практически все мемуаристы . Во - первых , холодность этих зал была буквальной . Зачем их отапливать каждый день ? А во - вторых , и архитектурно здесь выделялась не домашняя теплота , но парадность . Часто зала делалась двусветной . Окна с одной стороны залы выходили на парадный двор — курдонер , а с другой — на " главный просек " ( так называли центральную аллею парка ). Виды из больших окон тщательно учитывались при проектировке усадьбы . Вечно изменчивая природа органично входила в оформление парадной залы.

Потолок залы непременно украшался пышным плафоном , а пол паркетными вставками с особым рисунком . В оформлении стен часто использовался ордер . Ионические и коринфские колонны отгораживали от общей залы небольшие лоджии , позволяя чувствовать себя и " в людях " и в " уединении людей ". Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели . Холодные — белые , голубые , зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой.

Подчеркивали торжественность и многочисленные светильники . " Паникадила и фонари , висящие с высоты, а со сторон позлащенные светильники , одни как жар горят , а другие как вода переливаются , и , совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние , все покрывают святозарностью ", — писал Г . Р . Державин . Вносили свой вклад в эту " святозарность " и многочисленные зеркала , ставшие непременным атрибутом парадной залы . " Чистота ", " праведность " хозяев усадьбы читались в их ровных блестящих поверхностях.

Мифическую " древность " дворянства удостоверяли многочисленные мраморные " антики " обязательно украшавшие гостиную . Античным считалось все древнее : и римские подлинники , и современная французская или итальянская скульптура . Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме . Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести , что и самим государям .

В начале XIX века гостиные " теплеют ". Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона . Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева . Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия . А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь , отгороженный от залы расшитыми каминными экранами .

Да и предназначение гостиных меняется . Теперь здесь проходят праздники семейные , тихие . Часто домочадцы собираются за семейным чтением : " Я помню и деревенские чтения романов . Вся семья по вечерам садилась в кружок , кто - нибудь читал другие слушали : особенно дамы и девицы . Какой ужас распространяла славная госпожа Радклиф ! Какое участие принимали в чувствительных героинях г - жи Жанлис ! " Страдания Ортенберговой фамилии " или " Мальчик у ручья " Коцебу решительно извлекали слезы ! Дело в том , что при этом чтении , в эти минуты вся семья жила сердцем или воображением , и переносилась в другой мир , который на эти минуты казался действительным ; а главное — чувствовалось живее, чем в своей однообразной жизни ", — писал М . А . Дмитриев.

Естественно , что официальный парадный портрет в новой обстановке был уже немыслим . Портреты царствующих особ становятся все скромнее и скромнее . А вскоре их заменяют портреты людей милых сердцу хозяев . " Я , помнится , спросил ее , зачем она , когда бывает дома , всегда сидит под портретом госпожи Ельцовой , словно птенчик под крылом матери ? " Ваше сравнение очень верно — возразила она , — я бы никогда не желала выйти из - под ее крыла " ( И . С . Тургенев " Фауст "). Именно такой , тихой и уютной , гостиная и вошла в русскую литературу XIX века .

В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет . Этого потребовал сентиментальный век , с его образами нежной жены и деловитой хозяйки . Теперь , получив образование , женщина сама формировала духовный облик не только своих детей , но и дворовых людей , вверенных ее попечению . День дворянки , особенно в сельской усадьбе , был заполнен заботами до отказа . Утро ее начиналось в уединенном кабинете , куда шли за приказом с отчетом , за деньгами , с дневным меню .

Однако , с течением дня функции женского кабинета меняются . Деловым всегда остается утро . А днем , и особенно , вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон . Само понятие салона , где исполнители и аудитория меняют друг друга , где ведутся " разговоры обо всем и ни о чем ", куда приглашают знаменитостей , сформировалось в конце XVIII века .

Одним из самых интересных салонных развлечений становилось заполнение альбома хозяйки . Эти " альбомы милых дам " хранят сегодня стихи и рисунки Батюшкова и Жуковского , Карамзина и Дмитриева . В этих альбомах , может быть , ярче всего проявилась атмосфера женского усадебного кабинета .

В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников , друзей , соседей . Здесь она читала , рисовала , занималась рукоделием . Здесь же вела обширную переписку . Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой . Стены окрашивались в светлые тона , оклеивались обоями . Цветочный декор , такая же цветочная роспись покрывали потолок . Пол складывался уже не из яркого наборного паркета , а застилался цветным ковром . К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло . Печи , камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии .

Но главную роль в женском кабинете несомненно играла художественная мебель . Простенки между окнами занимали большие зеркала , опирающиеся на изящные столики . В них отражались портреты , акварели , вышивки . Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы , в которой старались сохранить естественную фактуру , не закрывая ее позолотой и пестрой раскраской . Небольшие круглые столики и столики - бобики , кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют . При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков , каждый из которых имел свое предназначение .

Особо популярными в конце XVIII века стали миниатюрные столики - бобики для рукоделия , письма , чаепития . Название свое они получили за овальную с вырезом форму столешницы . А после того , как грузная и малоподвижная Екатерина II отдала предпочтение этим легким столикам , мода на них стала повсеместной . Их редко декорировали бронзой ( в отличие от Западной Европы ), предпочитая украшать пасторальными сценами , выполненными в технике маркетри ( мозаика из дерева ). Значительная часть мебели изготовлялась тут же , в усадебных мастерских собственными мастерами . Именно они , сначала в отдельных рисунках , а потом и все изделие , стали покрывать тонкими пластинами ( шпоном ) из карельской березы , тополя или капо - корня , что скоро стало признаком русского стиля в мебели .

Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани . Шторы , драпировки , обивка мебели , напольные ковры — все это тщательно подбиралось . Здесь на светлом фоне красовались реалистически выписанные цветы , венки , букеты , амуры , голуби , сердца — сентиментальный набор рубежа веков . Им вторили такие же амуры и букеты из росписи фарфора , с текстильных и бисерных рисунков .

Интересно , что рубеж веков ( XVIII - XIX ) явился " золотым веком " не только для русской литературы , но и для русского бисера . Увлечение им в аристократических кругах стало столь повальным , что стало неотъемлемой частью бытовой культуры . В отличие от Европы , в России изделия из бисера почти не делались на продажу . Это было чисто домашнее занятие . И только в некоторых монастырях организовали коммерческое производство изделий из бисера . Так А . Б . Мариенгоф вспоминает " ночные туфли , вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела - монаха Печерского монастыря ".

Да - да , именно у монаха , а не монахини ! Сентиментальная этика рубежа веков " заставляла " заниматься рукоделием не только женщин , но и мужчин . Оклады икон , различные панно , сумочки , кошельки , пояса , шапочки , туфли , чубуки для трубок — все могло стать " нежным сувениром ". Совсем юный М . Ю . Лермонтов пишет своей тетушке Н . А . Шангирей в 1827 году : " Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю ... бисерный ящик моей работы ".

При изготовлении больших изделий привлекались помощницы из крепостных . Как правило , они вышивали фон , тогда как хозяйка ( хозяин ) — роскошные букеты и птиц . Именно так выполнена трехметровая бисерная обивка дивана , ныне хранящаяся в Историческом музее в Москве .

Чего только не делали из бисера ! Детские игрушки , кошельки и чехлы , обложки и футляры , иконы и жанровые картины , целые гобелены в царские дворцы . Бисером обвязывали трости , курительные трубки , шкатулки , вазы , подстаканники , чехольчики для мела . Сегодня , читая в гоголевских " Мертвых душах " о том , что в доме Маниловых " ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы : какой - нибудь бисерный чехольчик на зубочистку ", мы смеемся над забавной фантазией автора . А между тем , в Эрмитаже хранится именно такой " чехольчик на зубочистку " с орнаментом и крышечкой , связанный крючком в 1820-1830- х годах . Даже домашние четвероногие пользовались изделиями из бисера . " В бисерном ошейнике , позвякивая железкой , весело вбежала Милка ", — писал Л . Н . Толстой в повести " Детство ".

В начале XIX века " бисерная лихорадка " распространилась по провинции . А к концу столетия , когда появился недорогой бисер , им стали заниматься и в крестьянских домах .

 

Искусство в усадьбе отнюдь не ограничивалось созданием парков , собиранием библиотек и всевозможных коллекций . Немалую роль в усадебной жизни играли музыкальные занятия . Хоры , оркестры и театры были неотъемлемой частью усадебной жизни . " Не было ни одного богатого помещичьего дома , где бы не гремели оркестры , не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки , на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные актеры " — писал исследователь дворянского быта М . И . Пыляев . В усадьбах специально возводились театральные здания , в парках под открытым небом создавались " воздушные " или " зеленые " театры .

Театральная зала располагалась , как правило , отдельно от основного дома , часто во флигеле . Пожалуй , единственным исключением была театральная зала в Останкино , где в соответствии с замыслом Н . П . Шереметева она стала ядром усадебного дома . Театральные представления являлись непременной частью усадебных торжеств , особенно вошедших в моду в 1780-1790- е годы . Для них разрабатывались специальные программы с таким расчетом , чтобы одно мероприятие следовало без перерыва за другим . Начинался праздник встречей гостей , кульминацией которой становилась встреча особенно почетного гостя . Затем следовал обязательный осмотр дома , коллекций хозяина . Гуляние по парку предваряло торжественный обед . И уже потом шли театральное представление ( нередко состоящие из нескольких пьес ), бал , ужин , фейерверк в вечернем парке и торжественный разъезд гостей .

Театральный репертуар дворянских усадеб составлялся в зависимости оттого , происходили представления в парковом " зеленом " театре или во внутренней театральной зале . На представлениях в парке , наряду с дворянами , могла присутствовать самая разнообразная публика — крестьяне , купцы , ремесленники . Потому пьесы выбирались несложные по постановке , с занимательным часто комическим , сюжетом . В " закрытом " или " настоящем " театре ставились в основном оперы и балеты . Причем , как правило , опера и балет представлялись единой парой . Часто вместо балета исполнялась пантомима . Ясно , что достоинства этих жанров могла по достоинству оценить лишь избранная публика . Тем более , что задачей театральных представлений , по понятиям эпохи просвещения , было " доставить публике удовольствие для ума , зрения и слуха ".

Надо признать , что театральные постановки в усадебных театрах на рубеже веков были вполне на уровне лучших европейских профессиональных театров . Многие оперы и балеты , прежде , чем попасть на императорскую сцену , ставились именно здесь . Большое количество произведений писалось специально для них . Особенно тщательно готовились такие постановки к приезду именитого гостя или для открытия новой театральной залы .

Если хозяину богатому хозяину усадьбы удавалось заполучить к себе выдающегося декоратора , то постановки превращались в красочные феерические представления почти без действующих лиц . Это был своеобразный театр декораций . Такими стали сцены штурма Измаила в Останкино Н . П . Шереметева , или знаменитые постановки с декорациями П . Гонзаго в Архангельском Н . Б . Юсупова .

Музыка в усадьбе бытовала в двух видах — как праздничное исполнение и как камерное домашнее музицирование . Крепостные хоры начинали петь уже во время встречи гостей . Конрдансы , менуэты , полонезы звучали на балу . Народные песни и плясовая музыка сопровождала гуляющих по парку . Во время парадных обедов и ужинов звучала инструментальная музыка , пелись торжественные хоры и итальянские арии . Послеобеденные карточные игры и беседы также проходили под звуки музыки . Да и вечером в саду во время иллюминации пели хоры и играли духовые оркестры . " В сие время поставленные в роще певчие и музыканты пели и играли огромный хор , который эхо разносило и повторяло вдалеке ", — писал участник усадебного празднества .

Специфическим музыкальным явлением России XVIII века стали роговые оркестры . Играть на рогах необычайно трудно . Музыкант должен обладать немалой силой , чтобы выдуть из рога звук . Но еще большей трудностью является согласованное звучание оркестра рогов . Дело в том , что каждый из инструментов позволяет получить весьма ограниченное количество звуков и мелодия часто распределялась между несколькими инструментами . Но все трудности искупались неповторимым звуком рогов . Они издавали протяжные гулкие звуки , производившие особый эффект на открытом воздухе . " В одном месте под открытым небом слышалась прекрасная музыка . Это играла скрытая в боскетах превосходная , принадлежавшая графу , роговая капелла ", — вспоминает очевидец .

Что касается домашнего музицирования , то только что написанные квартеты , трио , симфонии , оперные арии звучали лишь в домашнем концерте . Более того , такое музицирование было единственной формой полупрофессионального бытования музыки в тогдашней России . Именно здесь можно было услышать музыку Гайдна , Моцарта , Бортнянского . Причем , играли всегда много . По сегодняшним меркам одно такое музицирование укладывается в две - три концертные программы . " Сначала играли различные симфонии и концерты с солами различных инструментов ... После того играли различные штуки , как - то : Гейденовы концерты и прочее ... Все сие было слушано присутствующими с великими аплодированиями и весьма достойно ... Когда выведен был оркестр , то играли концерты на клавикордах ..., а потом следовали все к тихо приготовленному ужину ...", — вспоминает А . Т . Болотов .

Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая . Вместе с тем , столовая и необходимое повседневное помещение . Именно здесь семья чувствовала себя единством . Однако столовая , как отдельное помещение для совместных трапез , сформировалась при европейских дворах лишь в середине XVIII века . Еще в первой половине столётия столы накрывали в любом подходящем помещении дворца . В русском же дворцовом ритуале столы в особо торжественных случаях вообще накрывались прямо в тронной зале .

Церемониал королевского обеда , который старались перенимать все дворяне в своих усадьбах , сложился при французском дворе Людовика XIV . В этом пышном спектакле принимали участие лучшие дворяне Франции . Процессия королевского обеда начинала свой ежедневный путь в час дня из нижних покоев дворца . Возглавлял процессию метр - д , отель . За ним двигались придворные , кухонные служители с большими корзинами , в которых были разложены вилки , ножи , ложки , солонки , другая посуда и снедь . На огромных подносах мимо всегда многочисленных зрителей проносили богато украшенные блюда . Процессия не спеша , с достоинством обходила весь дворец . Потому в залу , где обедал король еда попадала уже совсем остывшей . Здесь метр - д , отель отдавал приказания по сервировке стола , а особо приближенный к королю дворянин пробовал все кушания , проверяя не отравлены ли они .

При дворе Людовика XIV окончательно ввели в употребление вилку , бывшую до того редкостью даже в самых богатых домах . Люди искренне не понимали зачем нужно какой - то инструмент совать в рот , если есть собственные руки . Но в дворянскую эпоху с ее крайней театральностью между природой и человеком всегда становилась культура , ритуал , искусственное средство . Недаром , еда руками продолжала , да и во многом продолжает культивироваться лишь " на природе " — на охоте , загородном пикнике .

И в России на всем протяжении XVIII века дворянство в пищевом этикете ориентировалось скорее на французскую моду , чем на придворный обед . Дело в том , что стол Петра I не отличался особенной изысканностью . Царь более всего ценил обильную и очень горячую пищу . Елизавета ела хотя и пышно , но беспорядочно и не вовремя . Кроме того , она весьма строго следила за соблюдением постов . Екатерина же была и вовсе подчеркнуто умеренна в еде . Потому и ориентироваться усадебные хлебосолы на своих императоров и императриц не могли .

Любопытно , что с древнейших времен обеденный ритуал включал в себя весьма причудливые формы напоминания о смерти . Этим подчеркивалась ценность жизни вообще и пышного обеденного стола , в частности .

" Доколь текут часы златые
И не приспели скорби злые ,
Пей , ешь и веселись , сосед !", — писал Г . Р . Державин .

Недаром , в дворянских столовых быстро находят себе пристанище многочисленные натюрморты , написанные на темы жизненного изобилия или memento mori ( помни о смерти ). Кроме того , те или иные блюда обеденного стола часто связывались со знаками зодиака . Блюда из говядины воспринималось как знак Тельца , раки и рыба — Рыб , кушанье из почек — Близнецов , африканские фиги — Льва , заяц — Стрельца . В центре же такой символической сервировки красовались соты с медом на куске дерна — дары земли .

После того , как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы , ее начинают особым образом украшать . Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или модными шелковыми тканями — они впитывают запахи . Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна . Кроме натюрмортов , естественных в столовой , здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты , что еще больше подчеркивало парадность помещения . В усадьбах , где сменилось несколько поколений , столовые часто становились местом хранения семейных реликвий . Иногда ту же размещали целые коллекции .

А вот мебели в столовых старались ставить как можно меньше — только ту , что необходима . Стулья были , как правило , очень простые , так как основным требованием к ним было удобство — обеды подчас длились весьма долго . Столы же постоянно вообще могли не стоять . Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей . Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой .

Обязательны в столовых XVIII века буфеты - горки , на которых выставляли различные предметы из фарфора , стекла . Той же цели служили маленькие консольные столики , прикрепленные к стене . С накоплением семейных коллекций такие буфеты и столики сменились большими застекленными шкафами , в которых располагались коллекционные вещи .

Особое место в русских столовых XVIII - XIX века принадлежало фарфору . Без него не мыслилась ни одна усадьба . Он выполнял не столько бытовую , сколько представительную функцию — говорил о богатстве и вкусе хозяина . Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали . Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов . И лишь к концу XVIII века фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати .

В большие сервизы входило множество предметов . Кроме тарелок , мисок и блюд выпускались всяческой формы лотки , сухарницы , корзины , соусники , сосуды для специй , солонки , чашки для крема и т . д . Потребность в них была большая , так как ставились они у каждого прибора отдельно . Непременными в таких сервизах были всевозможные горки для фруктов , вазы для цветов и маленькие настольные статуэтки .

Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались , она была золотой или серебряной . При этом , если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина , то фарфор — об утонченных вкусах . В домах же победнее такую же представительскую роль играла оловянная посуда и майолика .

Дворянский этикет требовал , чтобы сам обед начинался задолго до того , как съедутся гости . Сначала составлялась подробная программа . При этом учитывалось , что каждый настоящий обед должен быть артистическим , иметь свою композицию , свою симметрию , свою кульминацию . Далее следовало приглашение к обеду , которое тоже воспринималось как торжественный и весьма театрализованный ритуал . Часто об обеде говорили намеками , приглашали в усадьбу не на него , а на прогулку или упрашивали продегустировать то или иное блюдо .

После того , как программа составлена и гости приглашены , наступало время отдавать приказания повару . В обычные дни эта обязанность лежала целиком на хозяйке . Но в торжественных случаях отдавал распоряжения по обеду всегда сам хозяин . Более того , во второй половине XVIII века в моде были чисто мужские обеды . В таком обществе говорили , что " если женщина ест , она разрушает свои чары , если она не ест , она разрушает ваш обед ". Но это больше относилось к городским обедам .

Сам стол в первой половине XVIII века мог сервироваться тремя способами : французским , английским и русским . Каждый из этих способов отражает национальные особенности обеденного этикета . Французская система была самой старой . Сформировалась она еще при Людовике XIV . Именно он ввел в столовый этикет обед в несколько перемен блюд . До него блюда подавались на стол все сразу , уложенные в чудовищные пирамиды . Теперь же на стол сразу выставляли только одну перемену . После того , как гости налюбовались изысканной сервировкой , каждое блюдо несли опять на кухню , где подогревали и разрезали .

Количество таких перемен варьировалось в зависимости от достатка хозяина дома и назначения обеда . Так ежедневный обед французской знати в конце XVIII века состоял из восьми перемен . Однако классическим в России рубежа веков стал обед в четыре перемены . После каждой перемены блюд стол накрывали заново , вплоть до перестилания скатерти .

Кстати , скатерть , как и столовая салфетка , появилась вовсе не от пристрастия к чистоте , но из требований престижа . Первоначально большой салфеткой пользовался лишь хозяин дома . Если же дом посещал знатный гость , то ему тоже подавали салфетку , но поменьше . Как и на всех престижных вещах , на салфетке принято было вышивать монограмму хозяина . Сначала салфетку вешали через левое плечо . А когда распространилась мода на большие воротники — повязывали вокруг шеи . Даже в начале XIX века нередко на край стола стелили одну длинную салфетку , чтобы все сидящие за столом могли пользоваться каждый своим участком .

Первую перемену во французской системе сервировки стола составляли суп , легкие холодные и горячие закуски и горячие блюда , приготовленные по - иному , чем горячее следующей перемены ( если , например , потом будет мясо , то в первую перемену подавали рыбу ). Вторая перемена должна заключать в себе два противостоящих друг другу блюда : например , жаркое ( мелко нарезанное жареное мясо ) и мясо , зажаренное большими кусками , дичь или птица целиком . Третья перемена — салаты и овощные блюда . Четвертая — десерт . В самом конце подавали сыр и фрукты .

Английская система сервировки , которая начинает распространяться в России с середины XIX века , требует , чтобы все блюда подавались на стол сразу без разбора . Потом подаются лишь жаркое и пирожное . При этом , перед каждым участником застолья ставилось блюдо , которое он должен был разложить на всех . Получалось некое " стихийное хозяйничание " с передачей тарелок и обслуживанием рядом сидящих дам , совсем на современный манер .

Но все же более всего была принята в дворянской России своя , русская система сервировки стола . Здесь гости садились за стол , на котором вообще не стояло ни одного блюда . Стол украшали исключительно цветами , фруктами и прихотливыми статуэтками . Потом , по мере необходимости , на стол подавались горячие и уже разрезанные блюда . Автор " Поваренных записок " рассуждает в конце XVIII века : " Лучше подавать кушанья по одному , а не все вдруг , и принеся прямо из кухни тот же час кушать , то бы служителей потребно меньше , и платье облито было реже ". Постепенно русская система , как самая рациональная , получила распространение и в Европе .

В создании русской праздничной сервировки стола принимали участие выдающиеся художники . Особенно тщательно выстраивалось начальное украшение . Его основу составляли , так называемые " десертные горки ", которые занимали весь центр стола . Выполняли их из крашеного сахара , папье - маше , серебра , минералов и драгоценных камней . Во второй половине XVIII столетия такие украшения ( их называли по - французски " филе ") изготовляли вместе со всем столовым сервизом . Из отдельных фарфоровых фигурок , украшавших стол , особенно популярными были группы детей - садовников . Часто они поступали в продажу чисто белыми , без росписи , чтобы естественно гармонировать с белыми скатертями и белыми фарфоровыми столовыми приборами .

Чисто русские обеды не начинались сразу за столом . Перед обедом всегда следовала закуска . Французы называли такой обычай " пищей до пищи ". Закусывали не в столовой , а в буфетной , или на отдельном столике - буфете , или ( во Франции ) подавали на отдельных подносах . Здесь , как правило , было несколько сортов водки , сыры , икра , рыба , хлеб . Принято было сначала закусывать мужчинам без дам , чтобы последние не стесняли их в употреблении крепких напитков . И только некоторое время спустя дамы во главе с хозяйкой дома тоже присоединяются к закусывающим . Особым лакомством во время закусок были устрицы . Часто все застолье устраивалось ради этого блюда . Безграничная любовь к устрицам считалась чем - то вроде модной болезни .

Да и заканчивались обеды не сразу , постепенно . В самом конце застолья подавались " небольшие стаканчики из цветного хрусталя или стекла " для " полоскания после обеда во рту ". Затем все переходили в гостиную , где уже был готов поднос с чашками , кофейником и ликером .

Вообще пили за столом немного . Во многих домах при ежедневных обедах , в которых участвовали , например , " пять мужчин , за месяц выпивают бутылку горькой английской и полштофа — редко штоф — сладкой ". Потому для русского путешественника XIX века англичане и , особенно , американцы выглядели беспробудными пьяницами . Во Франции за обедом принято было пить разбавленное вино . В России и Англии вина не разбавляли . Кроме того , всегда пили неразбавленными особо редкие вина , которые перед десертом разливал сам хозяин каждому гостю в отдельности .

Каждое вино имело свое место в очередности торжественного стола . К супу и пирогам ( пастетам ) подавали крепленое вино . К рыбе — белое столовое ( причем , к каждому виду рыбы — свое ). К основному мясному блюду ( или дичи ) — красное столовое вино ( медок или шато - лафит ; к ростбифу — портвейн , к индейке — сотерн , к телятине — шабли ). И после кофе , к десерту — ликеры . Сладкие испанские и итальянские вина среди ценителей считались грубыми и почти всегда исключались . Кроме того ни один гурман не станет пить красное вино , как более терпкое , до белого , чтобы не испортить вкуса . Шампанское же вообще почитали символом праздника и пили во время всего обеда .

Крайняя театрализация дворянского быта в XVIII веке привела к появлению в усадьбах нескольких спальных комнат . Парадными спальными - гостиными никогда не пользовались . Это были чисто представительские комнаты . Днем отдыхали во " вседневных опочивальнях ". Ночью спали в личных спальнях , которые располагались в личных покоях хозяина , хозяйки и их детей .

Здесь , в спальне начинался и завершался день владельцев усадьбы . По православной традиции отход ко сну всегда предварялся вечерней молитвой . Вообще , до распространения в России идей Просвещения дворяне были очень набожны . Во всех комнатах усадьбы , не считая специальной молельной , обязательно висели иконы с лампадами . И правило это распространялось и на парадные залы и на личные покои .

В спальне же находились особо почитаемые в семье иконы. Чаще всего это были иконы с образом Божьей Матери. Благочестивость хозяев выражалась в обильном украшении икон. Для них заказывали дорогие серебряные и золотые оклады, отделанные чеканкой, гравировкой, камнями. Особо дорогие иконы предпочитали лично украсить шитым бисером или речным жемчугом окладом. Часто среди крепостных усадебных мастеров были свои иконописцы. А местную церковь и всех ее служителей помещик, как правило , содержал за свой счет.

Естественным украшением усадебных спален служили многочисленные драпировки из дорогих тканей ( штоф , брокатель , атлас , гродетур ). Из таких же тканей делались пышные завесы на окна , надкроватные балдахины , украшавшиеся букетами из перьев (" перенными букетами "). Обильный растительный орнамент оставила в дворянских спальнях эпоха барокко . Мягкую мебель для сидения здесь старались обивать такой же тканью , создавая , таким образом , гарнитур .

Такой гарнитур логично дополняли изящные кресла и маленькие " нахтышные " ( ночные ) столики . На них подсвечник , редкое издание Евангелия , томик сентиментального романа . В самом же центре будуарной части спальной комнаты ставили небольшой чайный столик , на мраморной столешнице которого располагали небольшие сервизы — " эгоист " ( на одного человека ) и " тет - а - тет " ( на двоих ).

C.A. Ивлев

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail:
gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала