Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


О поселении Иваном Грозным в Романове и уезде ногайских татар

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

«Исследователи русской старины до сего времени не объяснили тот, по выражению г. Гурлянда* «своеобразный исторический каприз», по которому население исконной русской местности заселяется татарскими выходцами и отдается им во власть. Событию этому, задержавшему на долгое время естественное развитие края как в смысле экономическом, так и еще более в отношении роста народного правосознания и упрочения идеи единой государственной власти, предшествовали следующие факты: после смерти известного владетельного князя Ногайской орды Юсуфа, орда признала князем брата его Измаила. Старший сын Юсуфа, Юнусь, некоторое время владел ханством, но, вытесненный Измаилом, вскоре умер; другие же два брата Измаила, Ибрагим-мурза и Иль-мурза, а также сыновья брата Юсуфова, Кутума — Алей-мурза да Айдар-мурза — со многими служилыми татарами явились ( 1563 г.) к Иоанну и были приняты им с большою благосклонностью. Ибрагим, впрочем, скоро умер, а остальным трем знатным выходцам царь пожаловал городок Романов со всеми доходами и рядом дворцовых сел в уезде. Позднее это подтверждено и духовным завещанием московского царя на имя его сына ( 1572 г .): «А держи его (Романов), сын мой, за ногайскими мурзами; а отъедут или изведутся, ино Романов сыну моему». Мурзы во всем ведали татар и верстали их поместьями и денежными окладами, «хто чего достоит». Жили мурзы в уезде, но дворы имели в самом Романове, с ними жили их люди, братья и племянники. Служилые же татары имели дворы в особой слободе за посадом; у денежных сборов на Романове стояли мурзины люди, суд в делах между татарами творили музры, каждый меж своими, и только в делах посадских с татарами судил воевода при участии двух мурзиных людей и двух лучших людей по выбору татар. Мурзы и служилые татары находились в ведении Посольского приказа, а все сношения с Москвой по делам о служилых татарах велись через мурз.

Все татары, по словам Карамзина, пользовались полной свободой вероисповедания: «Государь их ничем от их веры не нудил и мольбища их не рушил»; что же касается отношений пришельцев к вере православной, то, по мнению исследователей этого периода в истории края, если верить только половине всех обвинений, то и в этом случае положение русского населения рисовалось крайне безрадостным. Уже царь Феодор Иоаннович, напоминая татарам грамоты своего отца, убеждал мурз смотреть за татарами, чтобы они никакого поругания христианской веры не делали, русских людей не басурманили, храмов не сквернили, но уже самая необходи­мость таких подтверждений указывает на то, что в деле религиозных верований подвластного им православного населения татары проявляли большую бесцеремонность. У храмов татары строили свои дворы, на папертях во время службы татарчата играли, бросали каменья, стреляли в кресты из луков, попов лаяли и позорили; «которые попы в мурзиных поместьях, и теми мурзы и татаравья владеют, как прочими своими людьми», — говорится во многих документах; в посты татары сами ели кобылятину и своих православных слуг заставляли делать то же самое, а кто жаловался, тех нещадно били.

Старший из мурз, Иль-мурза, умер в 1611 году, оставив сыновей Сеюш-музру, Бей-мурзу и Ин-мурзу. Последние двое скоро умерли. Умерли и оба брата Кутумовы, причем у Алей-мурзы остался сын Барай-мурза; Айдар же мурза умер бездетным, так что и его земли перешли к Барай-мурзе. Таким образом, к началу XVII века на Романове оставалось двое мурз: Сеюш Юсупов и Барай Кутумов. Но около того же времени перебрался на Романов и породнившийся с Юсуповыми сибирский царевич Макеткуль Ахтанулов, занявший, впрочем, с своим родом служебное положение по отношению к Юсуповым и Кутумовым.

Оба самозванца, к которым мурзы не преминули обратиться за подтверждением своих жалованных грамот, а потом правление бояр подтвердили права и льготы Юсуповых и Кутумовых. Да и из других документов видно, что своеобразный строй этот в общих чертах оставался без изменений вплоть до воцарения Михаила Федоровича.

Из жалованной грамоты 1-го самозванца (от имени царя и великого князя Дмитрия Ивановича) Иль-Мурзе Юсупову на Романове поместье. !606 г.

«...пожаловали... его Иль-Мурзу и его казаков на Романове, в поместие, селом Понгилом, да селом Пшеничным, да селом Богородицким, да селом Никольским, да полуселом Чирковым, с деревнями »...

«О роде князей Юсуповых».
СПб., 1866. — Ч. 1, с. 116.

Из жалованной грамоты II -го Лжедмитрия (от имени царя и великого князя) Иль-Мурзе Юсупову, его детям и племянникам. 1608 г.

«Этою грамотою Иль-Мурза Юсупов и дети его Сеюш-Мурза с братом и племянниками пожалованы Романовским посадом, судом, пошлинами, оброком, таможенным, питейным, мытным, перевозным сбором, со всеми доходами и рыбною ловлею, с многими селами и деревнями, с пустошами, с крестьянами и со всеми угодьями, в вотчину ».

«О роде князей Юсуповых».
СПб., 1866. — Ч. 1, с. 54-55.

 

Первый удар этому строю был нанесен в 1613 году, когда новый царь, утвердив жалованные грамоты, перевел, однако, мурз на жалованье, а городских доходов брать не велел. Еще тяжелее были следующие. До воцарения Михаила Федоровича город был под ногайскими мурзами. Почти что этими словами характеризует положение вещей и новый воеводский указ 1614 года, которым устанавливались новые порядки. Наказ определял, что настоящая власть в Романове — царский воевода, а мурзы никаких самостоятельных прав не имеют; что служат они со своими татарами из земли и денежного оклада с посадских людей «кабацких, и таможенных, и мытных, и перевозных по триста рублей в год».

Еще решительнее высказывается московское правительство позднее и целым рядом мер пытается оградить от тяжелых последствий владычества татар интересы населения края, именовавшегося уже «татарским поселением». Так, особым Указом 1617 года служилые татары были отведены от мурз и признаны самостоятельными служилыми людьми. Все старания правительства были направлены к тому, по словам г. Гурлянда, «не издавая общего распоряжения, не нарушая открыто и резко жалованных грамот, покончить с пережитком, который уже не укладывался в рамки представлений о достоинстве государства и о значении для государственной идеи единства управления».

Из владетельных князей мурзы постепенно превращаются в обыкновенных людей, а татары служат государству за свой счет и страх и в писцовых книгах по Романовскому уезду там, где прежде отмечалось: «за мурзами, а испомещен мурзами татарин такой-то» — читаем: просто «за татарином таким-то».

Нисколько не противоречил этому направлению и Указ 1691 года, которым отменялся Указ 1617 года, так как этот Указ был вызван лишь ненадежностью татар, выставивших на службу вместо установленных 225 человек только 120, и, разумеется, в этом случае правительство только ограждало свои интересы.

Уложением царя Алексея Михайловича им хотя и давались некоторые льготы, но в то же время сделаны и новые ограничения. Так, уже запрещалось давать татарам земли русских людей, а русским — татарские; запрещалось отнимать у татар занятые ими земли, с коих отправляли они службу. Запрещалось покупать у татар их земли, обменивать, брать в залог и арендовать на долгие сроки. Запрещалось отнимать у крестившихся татар их земли, а крещеных татар, находившихся в крепостном владении, запрещено продавать. За разорение же своих поместий и даже за отчуждение их татары несли наказание. Преемник Алексея Михайловича, Феодор Алексеевич, разрешал романовским мурзам, перешедшим в православную веру, именоваться князьями и стоять у «его великого государя в стольниках». Затем в правление Иоанна и Петра Алексеевичей половина поместий некрестившихся татарских мурз была отобрана в казну, и взамен вотчин им производились кормовые деньги. Также и во время единодержавия Петра иметь крестьян разрешалось лишь тем из них, которые перешли в православие, у неправославных же крестьяне, напротив, отбирались...

...Указом дочери Петра, императрицы Елизаветы, 13 декабря 1760 года все романовские мурзы окончательно переселены в Кострому, где потомки их населяют и теперь Татарскую слободу».

Теляковский Н. Н. «Старина и святыни города Романова.
Ярославль, 1913 г., с. 23—26.

* И. Я. Гурлянд. «Романовские мурзы и их служилые татары.
Труды 2 обл. Тверского археол. съезда, 1903 г .

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала