Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


ФРЕСКИ И РОСПИСИ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА
Романово-Борисоглебск. 69-70 годы XVII в.

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

Главные помещения собора были расписаны около 1680 г. артелью ярославских художников, под руководством Ивана и Фёдора Карповых. Эти росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских изографических памятников.

Все стены церкви, куполы, столбы и даже откосы окон представляют сплошной ковер стенописи. Нужно усилие, чтобы сосредоточиться и начать разбираться в отдельных картинах; да и условный стиль иконописных фресок требует некоторой приспособленности и привычки для понимания его характерного языка: лица и фигуры вначале кажутся как бы вырезанными из бумаги, с условными позами и почти лишены выражения. Созданный эстетическим чувством целого народа и целого ряда веков, иконописный стиль был приспособлен только для эпического рассказа, такого же бесстрастного и величавого, как народные былины. Движения изограф мог передавать, но чувства были запретною областью; живое изображение человеческих чувств и страстей несовместно с понятием церковного благолепия. Но зато как точно и последовательно переданы события, вся их обстановка, все бытовые детали и случайные атрибуты; зато едва ли можно придумать другую живописную манеру, так блестяще украшающую стену. Даже нарушения и, подчас, отсутствие перспективы, что на поверхностного наблюдателя производит впечатление неумелости и примитивности, – оказывается необходимым в интересах декоративности. Картина, написанная на стене по всем правилам перспективы, с уходящими вглубь далями, разбивает плоскости стены, давая иллюзию глубины; стенопись же украшает поверхность стены, совершенно не искажая ее плоскости и своим пестрым ковром подчеркивая архитектурное значение её.

Росписи внутренних стен собора, за исключением картины Страшного Суда, канонические, написанные в строгом соответствии с требованиями церковного благолепия и на освященные обычаем и церковью темы. Отсюда неизбежный символизм религиозной живописи, но с тут и там привнесёнными элементами лиризма. Алтарь расписан композициями литургического характера, главы украшены изображениями главы церкви Христа, ближайших к нему Богоматери, Иоанна Предтечи, небесных чинов и праотцов. Храм расписан христианскими праздниками, эпизодами из жизни русских святых, на южной и северной стенах представлены евангельские сюжеты Нового Завета. Основная идея храмовой живописи – торжество Христовой церкви на земле.

Наибольшее внимание, безусловно, привлекает грандиозная картина Страшного суда, занимающая всю громадную плоскость западной стены.

«Страница» Священного Писания с несколькими сотнями фигур развернулась под рукой изографов в величественною поэму. Подобные изображения Страшного Суда встречаются в XVII веке повсеместно. Почти в каждой церкви Ярославской и Московской областей, украшенной стенописью, есть Страшный Суд на западной стене и реже – в папертях. Колоссальная же композиция Воскресенского собора является исключительной по полноте и грандиозности. Содержание этой живописной поэмы, которое с трудом удается считывать, и то при условии предварительного ознакомления с подлинниками, составляет целый апокриф, с замысловатыми символами, кошмарными образами религиозной мистики и своеобразной примитивной фантастикой. Всё запутано, сдвинуто вне времени и пространства в какую-то сумбурную явь, такую же туманную, как излюбленный народом в XVII веке Апокалипсис, как его апокрифические сказания. Если же найти ключ к сложной композиции, выяснить взаимоотношение её частей, связующую их логику и последовательность, — запутанные образы проясняются, и выступает дивное создание религиозно вдохновлённого искусства.

В верхней части композиции светлое, блаженное царство: стройный ритм линий, чинная «райская» группировка фигур. Выше всего – Бог Отец, ниже – Дух Святой в небесном сиянии, ещё ниже, в светлом ореоле, великий судья – Христос второго пришествия. Свет исходит от него и кладет блики на одежды окружающих ангелов и святителей. Около осеняющего Христа – фигуры Иоанна Предтечи и Богоматери. Кругом – грозное ангельское воинство с мечами. Их тьмы и тьмы, и бесчисленные ореолы уходят ввысь. Перед ними сидят апостолы с раскрытыми книгами. Ниже, под облаками, стоят православные святители и епископы, а сзади их затерявшаяся фигура «благочестивого разбойника», – первым вошедшего в царство Божие. В этой части композиции также плавно закругляются ритмичные линии, как и вверху; изографы понимали язык линий и чувствовали, что впечатление высшего блаженства, высшей гармонии достигается ближе всего ритмическим рисунком.

Ниже Христа – орудия его пытки и казни, еще ниже – апокрифическая «карающая десница» сжимает трепещущие души и держит весы над головой судной души. Еще ниже, уже на земле, – трубящий ангел и встающие из гробов праведники и мученики.

Композиция левого нижнего угла совершенно иного характера. Здесь переплетаются ломающиеся линии, острые углы: путаность рисунка дает впечатление смятенности и тревожной суеты: испуганно переговариваются, разводят в ужасе и недоумении руками грешники; ангел с копьем поражает их. Тут толпятся все народы земные: евреи в библейских хлами­дах, немцы в западных кафтанах и высоких шляпах, курчавые арапы в балахонах с белыми воротниками, турки в тюрбанах и халатах. Их отгоняют копьями ангелы и тянут крючьями в ад бесы. Среди грешников извивается громадными кольцами змей-искуситель, одно из воплощений дьявола. На его спине сидят смертные грехи: зависть, ненависть, осуждение, клевета, лихоимство, гнев и т. д.

В самом низу – ад, выписанный в красно-жёлтых тонах: в левом его углу показаны наказания за смертные грехи, в правом – в огненном море мучается кишащая, как комок червей, толпа грешников.

Жуткие образы, представляемые людьми Древней Руси. Грех и смерть — два трагических лика, гнетущих сознание христианина и заставляющих думать о неизбежной расплате за собственные грехи. Но трагическое чувство христианина лишено остроты и безысходного отчаяния, ибо для него всегда остается надежда на «милость Божию».

Изографические символы зла – образы черта и беса – представляются русскому художнику довольно безобидной нечистью. Привнесенные на Русь извне, вместе с христианством, они не нашли в психологии и историческом опыте русского народа собственного содержания. Народ, подспудно сохранивший зачатки древних верований, не всегда видит в некоторых из них даже и представителей стихии зла.

И, наконец, неизбежное в каждом Страшном Суде XVII века символическое изобра­жение круга (земного шара) с четырьмя фантастическими существами – «неверными царствами»: персидским, в виде крылатого льва, мидийским, в виде кабана, вавилон­ским в виде грифа и римским, в виде шестиглавой гидры.

Страшный суд – это не только самая выразительная часть росписи собора, но и одна из наиболее впечатляющих композиций на эту тему в русском искусстве XVII века вообще.

 

Иное дело – паперти и галереи, редко встречающиеся в храмовой архитектуре стран с более тёплым климатом, и строящихся применительно к северным условиям. Они лишь преддверие к храму, и тут широкое поле для фантазии художника.

В галерее Воскресенского собора большое место уделено композициям на библейские темы, про иллюстрирован почти весь Ветхий Завет: «Сотворение мира», «Грехопадение и изгнание из рая», «Вавилонское столпотворение», «Всемирный потоп», выполненные с большой выразительностью.

На южной стене показана идиллически-неторопливая жизнь прародителей Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа.

На западной стене, напротив, с большой экспрессией и выразительностью, иллюстрированы сцены Всемирного потопа и история Ноя: постройка Ноем ковчега; сходни, приставленные к дверям его и поток всевозможных животных, созданных фантазией изографа, на этих сходнях; ковчег, блуждающий среди бурных, вспененных волн; Ной, выпускающий голубя и следящий за полётом его из окна ковчега; Ной, полуобнаженный и упившийся вином, осуждаемый соседями.

Невдалеке сыны Ноевы, обеспокоенные боязнью рассеяться по земле, строят «град и столп, его же верх даже до небес». В сцене сооружения Вавилонской башни большое внимание уделено изображению процесса строительных работ, где мастер со знанием дела рисует систему подмостей, подъемные механизмы, бадьи для извести, динамичные позы строителей башни.

Неподалёку от выхода из галереи изображён ряд картин из Апокалипсиса. На лестнице собора характерно изображение женщины в западноевропейском костюме, сидящей на «звере», на тему Апокалипсиса: «И видех жену, седящую на звери червлене, исполнением имен хульных иже имеяше глав седмь и рогов десять. И жена бе облечена в порфиру и червленицу и позлощена златом и камением драгим и бисером, имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверы любодеяния ея. И на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостем земским».

Кроме легендарных библейских сюжетов в галерее изображены и некоторые реальные исторические события, эпизоды истории византийской и русской церквей. К ним относятся, например, восемь эпизодов в юго-западной части галереи, связанных с крещением киевского князя Владимира - «Сказанию о крещении Руси Владимиром» (так называемая Корсунская легенда); редко встречающийся расположенный на северной стене сюжет о «Евлогии-каменосечце»; цикл композиций, посвящённый «повести о Белом клобуке», принесённом из Царьграда в дар новгородским владыкам в качестве символического акта передачи всей полноты церковной власти «Ветхого Рима»; подробно проиллюстрированная легенда о явлении Тихвинской иконы Божьей Матери на Руси, – "истинной хранительницы чистой веры".

Обширные стены паперти, наконец, как нельзя более удобны для сложных композиций на темы из акафистов или церковных песнопений, дающих яркое представление об искусстве XVII века.

В стенописи, на мотив «О тебе радуется Благодатная, всякая тварь», на стене, отделяющей галерею в приделе св. Петра и Павла, в художественных формах передано всё содержание этого торжественного вдохновенного гимна св. Иоанна Дамаскина. Золотой трон Богоматери, сидящей с младенцем на руках («Девственное похвало, из нея же Бог воплотися и младенец бысть»), окружают архангелы и ангелы («Ангельский собор»).

Далее, с обеих сторон, группы святых мужей и слева сам Иоанн Дамаскин, в белом клобуке с простертыми к святой Деве руками со свитком, на котором написано начало этого гимна. Всё это – «человеческий род». По бокам картины выступает «освященный храме», а ниже райские деревья – «раю словесный».

Слева на стене в той же галерее наиболее редкий сюжет на тему: «Красен добротою паче сынов человеческих». В центре – Спаситель на троне в царском венце и с двумя ангелами. Одна рука Спасителя сложена для благословения, в другой — свиток с пророчеством Исаии: «Дух Господень на мне, его же ради помаза мя, благовестите нищим посла мя исцелите сокрушенная сердцем» и т.д.

По сторонам трона Богоматерь и Предтеча в одежде преподобного. Оба в венцах, как приукрашенные высшей небесной славой между рожденными женами, и оба с крыльями — символ их парения к Богу и постоянной готовности спешить на помощь людям. Позади Предтечи ближайшие сродники Христовы – Иоаким и Анна; за Богородицей – девы в соответствии словам псалма: «Приведутся царю девы вслед ея». Ещё далее другие предки Господа: Давид, играющий на гуслях, а справа – Соломон со свитком: «Пойду к горе смиренней и холму ливанскому». На фоне картины обычные изображения рая — кудрявые зеленые деревца.

Над самым выходом на главную улицу композиция на слова II икоса Богородичного акафиста: «Светоприемную свещу зрим святую Деву». На главе святой Девы, стоящей в величавой позе, как нельзя более соответствующей исконному народному представлению «Заступницы рода христианского» – корона, в правой руке – высокая горящая свеча, а в левой – свиток со стихом из собственной песни: «Яко призре на смирение рабы своея». И как исполнение дальнейших слов этого пророчества: «се бо отныне ублажать мя вси роди» – к ней простирает руки сонм праведников, выражая своими свитками последующие воскли­цания этого икоса: «Радуйся, купели живописующая образ». «Радуйся, чаше, черплющее радость».

Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши Симеона Полоцкого.

Огромный светлый Воскресенский храм — настоящий музей древнерусской иконописи.

Фрагмент фрески «ДНИ ТВОРЕНИЯ. ДЕНЬ ПЯТЫЙ»
Фрагмент фрески «ПРАРОДИТЕЛИ В РАЮ»
Фрагмент фрески «ИЗ ИСТОРИИ ПРАВЕДНОГО НОЯ»
Фрагмент фрески «ЗАСЕЛЕНИЕ В НОЕВ КОВЧЕГ»
Фрагмент фрески «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП»
Фрагмент фрески «ОПЬЯНЕНИЕ НОЯ»
Фрагмент фрески «ИЗ ИСТОРИИ ПРАВЕДНОГО АВРААМА»
Фрагмент фрески «ПРОПОВЕДЬ ПРОРОКА ИОНЫ В НИНЕВИИ»
Фрагмент фрески «ИЗ ИСТОРИИ ИОСИФА ПРЕКРАСНОГО»
Фрагмент композиции «ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ»
Фрагмент композиции «ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ»
Фрагмент фрески «СОБЛАЗНЕНИЕ СТАРЦАМИ ПРАВЕДНОЙ СУСАННЫ »

Фрагмент фрески «ИЗ ИСТОРИИ ИАКОВА И ИОСИФА»

Фрагмент фрески «ИСКУШЕНИЕ ИОСИФА ЖЕНОЙ ФАРАОНА ПАНТЕФРИЯ»
Фрагмент фрески «КРАСЕН ДОБРОТОЮ ПАЧЕ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ»
Фрагмент фрески «Строительство Вавилонской башни»
Фрагмент фрески «СТРОИТЕЛЬСТВО ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ»
Фрагмент фрески «Мелхиседек благословляет Авраама»
Фрагмент фрески «МЕЛХИСЕДЕК БЛАГОСЛОВЛЯЕТ АВРААМА»
Фрагмент фрески «Изгнание Агари»
Фрагмент фрески «ИЗГНАНИЕ АГАРИ»
Фрагмент фрески «Явление ангела Аврааму и Сарре»
Фрагмент фрески «ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА АВРААМУ И САРРЕ»
Фрагмент фрески «Явление Троицы Аврааму»
Фрагмент фрески «ЯВЛЕНИЕ ТРОИЦЫ АВРААМУ»

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала