Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Старообрядчество в Романов - Борисоглебске

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА
(XVII - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Из истории церковной реформы в России всем известно имя протопопа Аввакума, непримиримого борца с «новой» верой. Но мало кому известно имя попа Лазаря – романовского священника, соподвижника Аввакума, разделившего с ним все гонения, преследования, пытки и смерть на костре.

Старообрядчество являлось православной традицией, сохранившей обряды Русской Церкви, имевшие место до середины XVII века, до реформы патриарха Никона. Двуперстие при крестном знамении, двуперстное архиерейское благословение, хождение по солнцу во время крестных ходов, сугубое, то есть дважды произнесенное, аллилуйя, свято чтящиеся приверженцами старой веры, были лишь внешними атрибутами. Куда более принципиальными были проблемы реформирования самой Церкви, старопечатные богослужебные книги и их трактовки. Старообрядцы, фактически, отделились от реформированной патриаршей Церкви, оставаясь, тем не менее, православными по вере и духу, если и не по букве.

«...В Романове был вчера праздник в Борисоглебском соборе и потом крестный ход вокруг Борисоглебска с ношением икон — Спасителя, почитаемой чудотворною, и Казанской Божией Матери, принесенной из Ярославля. Народу было страшное множество... Две трети бывшего тут народа, даже больше, — раскольники, т. е. такие, которые, однако ж, приписались к православным церквам... Все они поповщинцы.»

Из писем И. С. Аксакова. 1849 г.

Раскол двух ветвей единой веры и родил термин или «клеймо», как угодно, «раскольники». На подобные «клейма» Родина наша во все времена не скупилась.

Во времена Екатериной II слово «раскольник» было запрещено, как «обидное и не соответствующее действительности».

Распоряжение генерал-губернатора А. П. Мельгунова (1780-е гг.) об освобождении романовских старообрядцев из-под стражи.

«Однажды, по доносу романовского протопопа, привлечены были к ответственности местные купцы и мещане за нехождение в церковь. Уголовная палата присудила их к тюремному заключению, но Мельгунов велел немедленно прекратить дело и освободить всех старообрядцев, сидевших под стражею. «А впредь, — указал Мельгунов, — без моего предложения по таковым раскольническим делам ничего не исполнять!» Мельгунов находил, что старообрядцы — народ полезный для государства, и что «тревожить их совесть не подобает без довольных резонов».

Трефолев Л. Н. «Исторические произведения».
Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1991. — С. 149.

Николай II в своем Манифесте «Об укреплении начал веротерпи­мости» в п. 7 повелел: «Присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные Догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».


Статья, приведённая ниже, раскрывает неизвестные страницы биографии попа Лазаря и старообрядчества в Романово-Борисоглебске.

  «Тема раскола, старообрядчества в русской церкви интересна, сложна и неотъемлема от нашей истории: в тесный клубок переплетаются религиозные, социальные противоречия XVII – XI Х веков, интересы различных групп населения. Противники вводимых Никоном новшеств с самого начала нашли широкую поддержку в народе. Среди раскольников было много посадских людей, недовольных враждебностью патриарха Никона к ликвидации «белых слобод», нередко принадлежавших церкви. Купечество, недовольное тем, что церковь, монастыри вторгаются в торговлю и промысловые занятия, также выступила против Никона. Но основную массу раскольников составляли крестьяне, скрывавшиеся в скитах от барских и монастырских поборов, произвола властей, искавшие там не только старины, но и воли.

С самого начала никоновских реформ романовцы выступили их противниками. Город оказался одним из центров раскола, а известность ему принес романовский поп Лазарь, который вместе с монахом Епифанием и дьяконом Федором был единомышленником прото­попа Аввакума, главного противника Никона. О самом Лазаре известно очень мало, в источниках упоминается лишь о том, что Лазарь – священник города Романова, известный расколоучитель, занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был отстранен от дела. Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам известного старообрядца Семена Денисова, «начал свободным языком проповедовать древнецерковное благочестие и изобличать Никонова новшества» (1), за что Лазарь, как и Аввакум, в 1653 году был сослан в Тобольск. Оттуда его вновь потребовали в Москву, где находился иерусалимский патриарх Паисий (прибыл в Москву в 1649 году), который в ответ на предложение более тесных контактов Московского царства с православным греческим Востоком, поставил в вину Русской церкви «отступления от обрядов». Царь Алексей Михайлович и часть духовенства поддержали Паисия. Реформатором Русской церкви выступил патриарх Никон (1652 г.). Где-то в этот период Лазарь составил свою «челобитную» царю Алексею Михайловичу, переданную в 1666 г. Церковному собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 году анафеме.

К этому, собственно, времени относится и деятелность Лазаря в нашей губернии, как повествуется в старообрядческом патерике «Винограде Российском» был «иерей Вышняго Бога во граде Романове, служившей, рукоположенный от дивного и много добродетельного Варлаама Ростовского» (1). Деятельность его была непродолжительна и ограничивалась только пределами самого Романова и его ближайших окрестностей. Кра­веды предполагают, что свою деятельность в городе священник Лазарь начал в Новопокровском мужском монастыре (в н.в. Покровский храм). Из бесед с Алаевой Марией Всеволодовной, её род живет в Романове c XVI века (играл заметную роль в жизни города), и в семье сохранилось много интересных документов, преданий («ходячей энциклопедией» городской жизни была и сама Мария Всеволодовна), в одной из них говорится, что на месте ныне стоящего Казанского храма был деревянный женский монастырь, и на спуске к Волге часовенка в память Николая Чудотворца. Здесь был затон, останавливались баржи, место бойкое и здесь-то и выступал со своими проповедями поп Лазарь, защищая старую веру. Несмотря, однако, на свою непродолжительность, старообрядческая пропаганда Лазаря в Романове, должно быть, сопровождалась значительным успехом, потому как сам Романов, так и Романовский уезд, вплоть до начала XX века занимал в Ярославской губернии одно из первых мест по количеству раскольников: так в 1889 году из 6425 человек населения города - 2404 - это старообрядцы (2).

Не один раз на церковных соборах разбиралось дело священника Лазаря, один раз даже заочно, когда его не успели привезти из Мезени. А в 1666 году, представ перед судом патриархов, он ошеломил их тем, что предложил определить правоту старого и нового обряда Божьим судом на костре: «Повелите ми идти на судьбу Божию в огонь», - заявил он. «Если он сгорит - заявил Лазарь - то значит, новый обряд хорош, если же уцелеет, то значит, старый обряд был истинным православным обрядом» (3). Не ожидавшие такого аргумента патриархи отложили тогда суд над ним до более позднего времени.

Более подробные сведения о Лазаре нам оставил протопоп Аввакум, с которым Лазарь вместе с другими вождями раскола: монахом Епифанием и дьяконом Федором, был сослан в Пустозерский острог. А поскольку Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы: «едва услыша архиреи российские Лазаря свободным языком древлецерковное поведающа благочестие и Никонова новшества изобличающа, за крепкую стражу его посадиша» (4), и над ним, по выражению Аввакума, была в Москве «на Болоте» 27 августа 1667 года совершена «первая казнь»: «отцу Лазарю до вилок язык вырезан...»«...Иегда Лазарю язык вырезали, явися ему пророк Божий Илия и повеле ему о истине свидетельствовати. Он же выплюнул из уст своих кровь и начат глаголити ясно, и бодро, и зело стройнее. Азже, грешный Аввакум, ...плакал над ними и перецеловал их кровавые уста» (5). И после этого сослали в цепях на север в острог, где Лазарем были написаны два сочинения: «Щит православия» (1675 г.) и «Духовное дело святейшего патриарха». По отзывам исследователей старообрядчества, сочинения его говорят о немалой эрудиции автора и, в отличие от сочинений Аввакума, более сдержаны и терпимы.

Зеньковский С.А., известный исследователь старообрядчества, утверждает, что свои работы Лазарь написал в 1бб8 году (6) и прекратил свою литературную деятельность, так как по своей природе он был мучеником, священником, духовником, но не писателем богословом, сознавая это, он, вероятно, отказался от дальнейшей литературно-церковной работы. С этим трудно не согласиться, потому что упоминаний о его других трудах нет.

Вторая же «казнь» над Лазарем и его сторонниками состоялась уже в остроге 14 апреля 1б70 года «указано за их речи языки резати, а за крест руки сетчи» (7). Лазарю была отрезана правая рука и еще раз язык. Но и эта чудовищная казнь над ним не сломила его, он многой горячо молился, строго, даже иногда слишком строго, соблюдал посты, так, в 1671 году вместе с другом Аввакумом во время великого поста провели 40 дней в полном воздержании от пищи, а 10 дней «и воды не хлебали, да правило было отстали» (8) и стали снова пить воду.

В 1682 году по указу царя Федора Алексеевича узники Пусгозерска были заживо сожжены «за великие на царский дом хулы». Такова судьба одного из видных вождей старообрядчества XVII века священника Лазаря, тесно связанная с нашим городом.

Следующая страница нашей истории – это вопрос о самосожжениях в русском расколе. Он достаточно сложен, причины и характер этого явления невозможно оценить однозначно, это и как следствие преследования староверов правительством, так как самосожжения совершались в определенных толках безпоповщины, случались не везде, а лишь в отдельных регионах, тогда как наказание по отношению к староверам применялись без территориальных различий и происходили не только в конце XVII – начале XVIII века – времени жестоких гонений, но и на всем протяжении XVIII века. Гибель в огне за веру «ради спасения душ своих» можно объяснить также религиозным фанатизмом и массовым психозом, спровоцированными проповедями наставников –расколоучителей, которые сами, иногда, избегали «огненной смерти».

Главными центрами и гнездом раскола, где с особенной энергией проповедовалось самосожжение, были в Ярославской губернии Пошехонье и Романов.

В розыске св. Дмитрия, митрополита Ростовского, 1709 года имеется подробное описание «огненной смерти» 1920 человек «обоего пола и всякого возраста» во приходе села Козмодемьянского Белосельской волости вотчины князя Ивана Ивановича Голицына. Как память об этой «Козмодемьянской гари» - на колокольне церкви села Старо-Андреевского (сейчас Даниловский р-н) был колокол с славянской вязью: «Лета 1683 марта в 9 день приложили сей колокол к церкви св. Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича Голицына села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителях и весу в нем 15 пудов 6 гривенок» (9).

А инок Ефросим, раскольничий писатель конца XVII века, оставивший нам описание самоубийственных смертей, свидетельствует, что «было весь Романов согласился в воду и огонь без запности готов» (10). А главными проповедниками «огненной смерти» в Романове были Поликарп Петров, прозванный Романовским – рьяный почитатель писем Аввакума, он их переписывал и усердно распространял. Выделялась также замечательная в своем роде личность некоего Андрея, которого иногда называют «звероподобным», а также говорится о мужике Семене, говорившем от «духа святого», за что его прозвали в народе пророком. Из документов можно подумать, что речь идет об одном и том же человеке, но именуемом по-разному. События, о которых пойдет речь, происходили в Романове в конце XVII века, когда на Руси ждали «светопреставления», которое должно было быть, по подсчетам старообрядцев, в 1687 г. Город волновался, шли службы в церквях, моленья, на улицах проповедники собирали народ и уговаривали идти за веру «на костер». «О, братья и сестры! – провозглашали они, - довольно идти к попам на поклон, а давайте вместе с женами и детьми в Царство божие» (11). Возбуждаясь от этих призывов, слушатели были готовы «в огонь и в воду», даже романовские мальчишки толковали: «Пойдем в огонь, на том свете рубахи будут золотые, сапоги красные, меду, орехов и яблок довольно, пожжемся сами, но антихристу не поклонимся» (12).

И собравшись вместе, закрывшись, романовцы молились, готовясь расстаться с жизнью. Усердней других призывали броситься в воду или в огонь Поликарп Петров и проповедник Семен. А Андрей говорил однажды: «Хотел бы я, дабы весь Романов пришел на берег Волги с женами бы да с детьми, побросалися бы на дно, чтобы не увлекаться соблазнами мира», и добавлял при этом: «Взял бы я сам огонь и запалил бы город, как бы было весело, как бы сгорел он из конца в конец со старцами и младенцами, чтобы никто не принял из них антихристовой печати» (13).

Сто семнадцать случаев «огненной смерти» зарегистрировано в период со второй половины XVII и до конца XVIII века в Ярославской губернии.

Вероятно, с этих времен у нас в Романове одна из улиц носила название Уклеинской. До последнего времени краеведам не удавалось выяснить, откуда взялось это название улицы. Исследуя материалы о старообрядцах, удалось найти косвенные доказательства того, что она названа в память об известном в Романове сектанте Уклеине, это единственное пока найденное упоминание этой фамилии в документах о старообрядчестве в городе. Предстоит еще работа, чтобы выяснить, что это был за человек, в память о котором была названа целая улица, и, по предложению одного из краеведов, переименованная в 1995 году в улицу Толбухина. Таким образом, мы потеряли одно из самых старых и исторических названий улицы, тесно связанное с целой эпохой в жизни города, эпохой раскола.

На протяжении всего XVIII века правительство, не желая терять податное население, принимает целый ряд указов о смягчении преследования за веру, избегая «притеснений и насилия, чтобы избежать «огненной смерти». A в XIX веке правительство лояльно смотрело, что часть населения крестится двуперстием, не посещает храмы, не скрываясь, справляет службы в своих домашних молельнях, которые иногда были специально пристроены к домам, как купцов Дегтяревых, Новиковых, Трутневых и многих других. Почти все романовские купеческие роды были из старообрядцев, как Солениковы: по верхней Волге ходили баржи, на борту которых были надписи: «С нами Бог и крестная сила! Солеников Акила» и «С нами крестная сила и Бог. Акил Солеников». Некоторые из них не только владели домами и заводиками, баржами, вели торг, но, как Новиковы и Трутневы, играли заметную роль в жизни города: И. А. Трутнев долгое время был в Романове городским головой. Молельня Трутневых по богатству и древности икон была одной из первых, в ней только книг печатных и рукописных было около тысячи (14). У купцов Новиковых было старопечатное издание Евангелия со скрепою по листам, сделанной собственноручно царем Михаилом Федоровичем (15). П. А. Крицкий в своей работе «Наш край» (Ярославль, 1907г.) упоминает, что наш земляк, поэт-самоучка, из крепостных крестьян, родом из деревни Малое Мочино Романовского уезда, Федор Слепушкин, чьим талантом восхищался А. С. Пушкин, тоже был из старообряцев.

Кроме того, романовские старообрядцы в XIX веке молились в основном в единоверческой Спасо-Архангельской церкви, которая была освящена как единоверческая 29 сентября 1855 года (16). Это был один из лучших храмов города, в который был перенесен замечательный старинный образ Всемилостивого Спаса шириной 3 аршина и высотой 4 аршина (Всемилостивый Спас Воскресенского собора шириной 2 аршина 12 вершков и высотой 4 аршина 2 вершка). Эта огромная икона помещалась в трапезной в особом иконостасе. Спаситель в отличие от Спаса в Воскресенском соборе был изображен «до половины роста, благословляющим своею десницею и с закрытым Евангелием в левой руке» (17). По местному преданию эта святыня была привезена из Вологодского Прилуцкого монастыря в XVII веке «посадскими людьми» Сапожниковыми или Ждановыми. До1854 года икона была украшением молельни при доме купцов Ждановых, которая называлась Ждановской часовней. После смерти Екатерины Тимофеевны Ждановой осталась эта большого размера икона Спаса. Из переписки городского головы Юрина с губернским начальством, найденной в архиве Воскресенского собора, которая проводилась под грифом «секретно», видно, как все были обеспокоены её судьбой, и было принято решение «внести её в собор для сохранения святыни и в предотвращении усиления раскола из-за особой приверженности к иконе» (18). Икона Спаса была торжественно передана в Никифоровский единоверческий храм, а с1855 г. стала храмовой иконой Спасо-Архангельской церкви, почиталась всеми за чудотворную. Икона была утеряна в начале 30-х годов.

До сих пор её судьба неизвестна. Из бесед со старожилами мне удалось выяснить очень интересный факт: на одной из городских пристаней был мосток, который оказался большой иконой, когда это стало известно, руководство велело икону сжечь или разрубить. Что с ней стало – неизвестно, так как на следующий же день появились новые мостки.

Краевед первой половины ХХ века К. И. Чистяков писал в своей рукописи: «Существовавшая в Романове Спасо-Архангельская единоверческая церковь являлась второй после Воскресенского собора церковью по количеству прихожан и по богатству» (19), имела свою школу, богадельню для престарелых, при ней же в начале XX века было создано единственное в городе общество трезвости. В1859 году в городе на началах единоверия насчитывалось 1152 человека (20). Объяснения такому большому количеству старообрядцев, перешедших на начала единоверия, мы находим у И.С. Аксакова, который побывал в нашем городе в 40-х годах XIX века и дал любопытную характеристику романов-борисоглебскому старообрядчеству, описывая крестный ход по Борисоглебской стороне с иконой Спаса. Он пишет: «Из бывшего тут народа, даже больше, раскольники, то есть такие, которые, однако же, приписались к православным церквам после указа о лишения прав законности в браке и пр., но сохраняют раскол. Все они поповщинцы... Церкви г. Романов-Борисоглебска содержатся не доходом священников, ибо церквей много, а дохода мало, а добровольной общественной складкой жителей, т.е. раскольников. «Дабы не нарушались эти храмы»,сказано в общественном приговоре» (21). Аксаков И.С. пишет, « ни один не признается, что он раскольник, все притворяются до такой степени, что иной может и ошибиться и почесть их самыми усердными православными... Но такой раскол все же слабее прочих» (22).

В «Памятной книжке Ярославской губернии» (Ярославль, 1862 год) упоминается еще одна единоверческая церковь в городе. Городской голова Юрин «ревнуя священным заботам правительства о скорейшем искоренении раскола» на свои средства перестроил деревянную часовню поповщинской секты в единоверческий тёплый храм и обеспечил его всем необходимым. Сюда перенесли до 90 икон. Храм был торжественно открыт в присутствии многочисленного народа и освящен в память мученика Никифора. Проанализировав имеющиеся материалы по краеведению, мы пришли к выводу, что, возможно, Никифоровская церковь была открыта в 1854 году и упразднена в 1872 году «за ветхостью и неудобством местоположения». Местонахождение ее пока установить не удалось.

На конец XIX века, по сведениям «Ярославских епархиальных ведомостей», приходы Романов-Борисоглебского уезда, наиболее зараженные расколом, были следующие: Староандреевский - до 216 душ обоего пола, Малаховский - до 211, Савинский - до 117, Чирковский -52, Никольский - 51... (23)

Поэтому при таком количестве в уезде и городе старо­обрядцев, когда 17 апреля 1905 года был обнародован Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», и царское правительство официально отказалось преследовать старообрядцев, романовские купцы-староверы стали собирать деньги на сооружение в городе старообрядческого храма. От имени общества старообрядцев города Романов-Борисоглебска купцы Г. С. Разсолов, Ф. С. Разсолов, Е. И. Дериглазов, К. Е.Нифонов, Г. И. Добровский, Ф. П.Новиков, Б. С. Ветчинкин 6 сентября1907 года обратились в Ярославское губернское строительное управление о разрешении «Устройства молитвенного храма в первой части города Романов-Борисоглебска в 35 квартале на земле, жертвуемой для этой цели Г. И. Добровским» (24), «на наши личные средства путем подписки между членами нашего согласия» (25). Архитектором М. Баренкиным был сделан проект и план каменного храма под железной крышей. Проект сохранился и был найден нами в областном архиве.

Но строительство храма задерживалось, так как по санитарным нормам участок не соответствовал требованиям: от соседних владений не было «разрыва в 10 сажен». В 1911 г. община вновь обратилась с прошением, на этот раз участок в 36 квартале первой части города, который пожертвовал под строительство купец Ефим Иванович Дериглазов (26), соответствовал всем нормам, строительство было разрешено, и 12 сентября 1911 года – это начало строительства старообрядческого храма Святого Тихона в г.Романов-Борисоглебске (27). И что очень символично: участок земли этот находился на улице Уклеинской, как мы уже знаем, названной так именем одного из местных старообрядцев. Из документа «Описи культового имущества Тихоновской старообрядческой церкви» от 9 ноября 1929 года, найденной в Тутаевском городском архиве, мы установили, что храм был построен в 1914 г. (28), это очень важно, так как у краеведов не было единого мнения по дате построения храма.

Старообрядческая тихоновская община существовала в городе по 1936 год, последние сведения о ней заканчиваются этим годом. Она насчитывала в 20-30 годы от 84 до 89 человек, это были местные жители из первой и второй частей города, и как написано было в «Уставе общества верующих старообрядческой Тихоновской церкви в г. Тутаеве (бывшем Романов-Борисоглебске)»:

«1. Зачисление в члены общества производится общим собранием членов общества открытым голосованием, простым большинством голосов.

2. Выбытие из членов общества производится по личному заявлению выбывающего или по постановлению большинства членов общества по описям»... (29)

В уставе очень интересная приписка: «Примечание: обязательных членских взносов для членов общества быть не может» (30). Председателем церковного совета тогда был Ф. Разсолов. В 30-х годах община испытывала сильные затруднения со служителями культа, они часто менялись, и, как видно из анкет, часто это были люди совсем неграмотные, не имеющие никакого образования. Времена были очень сложные, рисковать – служить священником в старообрядческом храме, скорее всего, мало кто хотел, да и некому уже было. В 30-х годах в городе были один за другим закрыты 6 православных храмов, и мы видим из документов, что1936 год - это последняя страничка в истории тихоновской старообрядческой общины в городе, она перестала существовать. Старообрядцы вновь стали молиться у себя дома, перед своими иконами».

М. Ленский, ученик 11 «б» класса лицея №1,
в настоящий время студент I курса ЯГУ им. Демидова
«Романов-Борисоглебская старина», №1 2006 г.

СНОСКИ

1. Энциклопедический словарь. С-П. изд-во Брокгауз и Эфрон. 1899, т.ЗЗ.
2. Энциклопедический словарь. С-П. изд-во Брокгауз и Эфрон. 1899, т.ЗЗ.
3. Бучин П.Н. Хронологический указатель по истории г. Тутаева Ярославской области. 1956. Рукопись. ТФЯХМ, архив, д.б.
4. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовное движение XVII века. М. Церковь. 1995. с.298.
5. Житие Аввакума и другие его сочинения. М. Сов. Россия. 1991.
6. Там же.
7. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовное движение XVII века. М. Церковь. 1995. с.343.
8. Житие Аввакума и другие его сочинения. М. Сов. Россия. 1991.
9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовное движение XVII века. М. Церковь. 1995. с.371.
10. Теляковский Н,Н. Старина и святыни города Рома­нова. Яр. 1913.
11. Дмитриев В. Раскол старообрядчества в Ростово-Ярославском крае. Ярославль. 1909.
12. Из прошлого Романова. Ж. «Молодость». Романов-Борисог-лебск. 1918 г . №1. Архив ТФЯХМ, д.4.
13. Там же.
14. Там же.
15. Опочинин Е.Н. Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины. Из наблюдений и воспоминаний. Ж. «Наше наследие». 1990. №4.
16. Там же.
17. Мизеров А. Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Романове-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы, 1883. сб.
18. Там же. с.8.
19. Документы по Спасо-Архангельской единоверческой церкви в Романове-Борисоглебске. 1854. Архив Воскресенского собора в г. Тутаеве.
20. Чистяков К.И. Из истории г. Тутаева. Рукопись. ТФЯХМ. Архив, д.29.
21. Мизеров А.Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Ро­манове-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы, 1883 , с.32.
22. Аксаков И.С. Письма из провинции. М.Правда. 1991. с.307.
23. Там же. с. 309
24. «Ярославские епархиальные ведомости». 1883. №46. ГАЯО.
25. Прошение общества старообрядцев г.Романов-Борисоглебска Ярославской губернии. ГАЯО ф.80. оп.1. д.2149. л.1.
26. Так же.
27. ГАЯО. Ф.80. оп.1. д.2455. л.1.
28. ГАЯО. Ф.80. оп. 1. д.2455. л.13. 29.ТГГА. Ф.1. оп.4. д. 34 .л.41.
30. ТГГА. Ф.1. оп.4. д. 34 л .9.
31. ТГГА. Ф.1. оп.4.д.34.л.10.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксаков И.С. Письма из провинции. М. Правда. 1991.
2. Бучин П.Н. Очерки по истории г.Тутаева. Рукопись. ТФЯХМ. Д.б.
3. Бучин П.Н. Хронологический указатель по истории г. Тутаева Ярославской области. Рукопись. 1956. ТФЯХМ. д.б.
4. Головщиков К.Д. Город Романов-Борисоглебск и его прошлое. Ярославль. 1890.
5. ГАЯО. Ф.80. оп.1, д.2149, д.2455, д.2492, д.2555, д.2556.
6. Дмитриев В. Раскол старообрядчества в Ростово-Ярославском крае. Ярославль. 1890.
7. Документы по Спасо-Архангельской единоверческой церкви в Романов-Борисоглебске. 1854. Архив Воскресенского собора в г.Тутаеве.
8. Житие Аввакума и другие его сочинения. М. Сов. Россия. 1991.
9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовное движение семнадцатого века. Репринтное воспроизведение. М. Церковь.
1995.
10. Из прошлого Романова. Ж. «Молодость». Романов-Борисоглебск, 1918. №1. ТФЯХМ. д.4.
11. Критский П.А. Наш край. Ярославль. 1907.
12. Мизеров А. Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Романов-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы. 1883.
13. Опочинин Е.Н. Русские коллекционеры и устаревшие остатки старины. Из наблюдений и воспоминаний. Ж; «Наше Наследие». 1990.
№4.
14. Памятная книжка Ярославской губернии на 1859 год. Ярос­лавль. 1863.
15. Путеводитель по Ярославской губернии. Ярославль. 1859.
16. Чистяков К.И. История города Тутаева. Рукопись. 1940-е годы. ТФЯХМ. д.29.
17. Старообрядчество в России ( XVII - XX в.в.). Сборник научных трудов. М. Языки русской культуры. 1999.
18. Страницы минувшего ( VI Тихомировские краеведческие чтения). Ярославль. 1997.
19. Тиляковский Н.Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль. 1913.
20. Энциклопедический словарь. С-П. издательство, Брокгауз, Эфрон. 1899. т.ЗЗ.
21. Ярославские Епархиальные Ведомости. ГАЯО. 1870-1889 годы.

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала 
 
ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!  
Возможно Вам будет еще интересно посмотреть сайт поселка иссы