Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Лазарь — известный расколоучитель, священник города Романова.

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА
(XVII - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Из истории церковной реформы в России всем известно имя протопопа Аввакума, непримиримого борца с «новой» верой. Но мало кому известно имя попа Лазаря – романовского священника, соподвижника Аввакума, разделившего с ним все гонения, преследования, пытки и смерть на костре.

Поп Лазарь некоторое время служил в Крестовоздвиженском соборе Романова. Лишённый должности, любил он проповедовать возле Казанской церкви, стоявшей на бойком месте, рядом с пристанями и «взвозом*». Рукописные его творения, с литературной точки зрения, были довольно посредственны, а вот оратором он был отменным. Значительное число романовцев осталось и укрепилось в старой вере в большой степени благодаря его проповедям. Большинство романовских мещан и купцов оставались в старой вере даже в начале XX века.

1681 г. Выписка из энциклопедического словаря о романовском священнике Лазаре, известном расколоучителе, единомышленнике неистового протопопа Аввакума и активном противнике церковной реформы патриарха Никона.

«Лазарь — известный расколоучитель, священник города Романова. Лазарь занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был устранен от этого дела. Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам Семена Денисова («Виноград Российский»), «начал свободным языком проповедывать древлецерковное благочестие и изобличать Никонова новшества», за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда восточных патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою «Челобитную» царю Алексею Михайловичу, переданную в 1666 году собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 году анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык. Затем он был сослан в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: «Щит православия» (1675 г.) и «Духовное дело святейшего патриарха». Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Лазарь был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием в 1681 году. Сочинения Лазаря указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинения Аввакума... большею сдержанностью и терпимостью»...

Энциклопедический словарь. — Брокгауз и Эфрон, 1899. — Т. 33.

Сведения о распространении религиозного раскола в городе Романове и Романовском крае в 60—90 гг. XVII века.

«Находясь в Романове, Лазарь не только не прекратил дела распространения раскола, но, напротив, еще с большей силой и энергией начал сеять семя этого тернистого и вредного растения. К этому собственно времени и относится раскольническая пропаганда Лазаря в нашей губернии. Она была непродолжительна и ограничивалась только пределами самого Романова и его ближайших окрестностей... Несмотря, однако, на свою непродолжительность, старообрядческая пропаганда Лазаря в Романове, должно быть, сопровождалась значительным успехом, потому что как сам Романов, так и Романовский уезд до сих пор принадлежат в нашей губернии к одной из местностей, сильно зараженных расколом...

...Главным центром и гнездом раскола, где с особенной энергией проповедывалось самосожигательство, было Пошехонье и Романов. Желание «огненной смерти» настолько сильно охватило население Пошехонья и Романова, что... «было весь Романов согласился в воду и в огонь, без запности готов».

...Главными проповедниками «огненной смерти» в Пошехонском и Романовском уездах были: Поликарп Романовский, поп Семен, пророк Семен, подьячий Иван Григорьев, сын его Иван, дьячок Кирилл, Андрей, Иван Кондратьев. Весь этот сонм «пошехонских апостолов», как их характерно называет инок Ефросин, был в высшей степени энергичным и деятельным в распространении самосжигательства среди невежественного и простодушного населения этого края.

...Но самым главным вождем в деле распространения самоистребления среди раскольнического населения Пошехонского и Романовского уездов и руководителем всех выше названных лиц... был Поликарп Петров, уроженец города Романова.

...Поликарп Петров был таким же рьяным почитателем и писем Аввакума. Он сам переписывал эти письма, усердно их распространял среди ревнителей древнего благочестия.».

* – Взвозом до конца XX века называли мощёную булыжником дорогу с берега Волги, от пристаней в город. Взвозов было три: один по Второй овражной улице; второй – возле Казанской церкви; третий – по Первой Овражной улице. Старинный взвоз между Крестовоздвиженским собором и Леонтьевской церковью, который никогда не мостили, на начало XX века перестал существовать.

Дмитревский В. «Раскол старообрядчества в Ростово-Ярославском крае».
Ярославль, 1909. - С. 53, 59-60, 90, 94.

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала 
 
ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!  
Возможно Вам будет еще интересно посмотреть сайт поселка иссы