Град Романов. Романов-Борисоглебск

Тутаев на карте области
Схема проезда
План города
Наша гостиница
Гостевая
Контакты


Иконы романовского письма

Добавить в закладки

Романов-Борисоглебск
Романов
Борисоглебск
Св. князья Роман и Глеб
Святой князь Роман Угличский
Романов-Борисоглебский уезд
Романов-Борисоглебск и Волга
Промышленность Романова

Культура русской дворянской усадьбы
Усадьба дворян Зацепиных
Наша гостиница
Как погиб Илья Тутаев


Топографические описания
- "Топографич. известия", 1771
- "Географич. лексикон" 1773
- "Новый геогр. словарь" 1778
- "Уединён. пошехонец" 1786
- Троицкий 1802
- "Нов. землеописание" 1807
- "Путеводитель по ЯГ" 1859
- Боголюбов 1862
- Субботин 1894
- Брокгауз и Ефрон 1899
- Письмо г ор. управы 1899
- Большая энциклопедия 1904
- Критский 1907

Романовская овца
Романовский лук
Романовские гвозди
Романовские речные суда
Гончарное производство
Романовские баранки
Иван Грозный в Романове
Ногайцы в Романове

Храмы уезда
Храмы города
- Фрески Крестовоздвиженского собора
- Фрески Воскресенского собора
Фрески Покровской церкви
Романовские иконы
Казанская икона Божией матери

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске
Романовский поп Лазарь
Протопоп Аввакум
Гурий Никитин

Ярославские святые
Ярославские угодники Божии

О переименовании города Тутаева
Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике
Участники выставки
Романов-Борисоглебск в почтовых карточках
В Романове снимается кино...

СТАТЬИ НАШИХ ГОСТЕЙ

 


Купить недорогую трубку из моей коллекции  

 

Иконы «романовских писем» из собрания Рыбинского музея

Ярославская школа иконописи широко известна не только в Росси, но и далеко за её пределами. О романовской же иконе, до последнего времени, было известно немного. Произошло это потому, что никому не приходило в голову каталогизировать её и выделить в отдельное направление. Романовские иконы, рассеянные по различным музеям и частным коллекциям, относили к ярославской школе, хотя ещё в конце XVIII века А. Дитмар, в книге «Над старинными рукописями. Топографическом описании Ярославского края конца XVIII века», упоминал в числе местных промыслов и "иконописные художества".

Романовскую икону по праву можно назвать «младшей сестрой» и преемницей прославленной ярославской иконы. Пережившая полосу расцвета в конце XVIII - первой половине XIX веков романовская иконописная традиция впитала в себя лучшие достижения ярославских, строгановских, устюжских и царских мастеров XVII века, и претворила их в особый узнаваемый стиль, сохранив до революции. Издавна большинство жителей Романовского уезда составляли раскольники - староверы. Характер благочестия «замкнутой касты», ревностно оберегавшей привычную обрядность и старые устои, способствовал сохранению древних навыков письма и собиранию замечательных образцов иконописи. В тихом уголке с непритязательной промышленностью, в Романов - Борисоглебске, вопреки экономико - географической логике, в стороне от изменчивой моды столиц – зерно исконной традиции не заглушилось тернием новых веяний светского искусства. Специалисты единодушны во мнении, что романовская икона – интереснейший феномен возвращения к родным истокам; её роль в русской иконописи Синодального периода столь же велика, как и роль палехской традиции. Это отмечалось многими ярославскими исследователями – И. П. Болотцевой, Л. Л. Полушкиной, О. Б. Кузнецовой, А. В. Федорчуком и др.

1. Святитель Николай чудотворец. 1770-e годы. Дерево, темпера, цветные лаки, 89,6 х 70,2.

1. Святитель Николай чудотворец.
1770- e годы. Дерево, темпера, цветные лаки, 89,6 х 70,2.

В 1920-е годы порядка 15 икон, предположительно, романовского письма оказалось в коллекции Рыбинского музея. Иконы «романовских писем» есть в собраниях многих музеев, но ни одной специальной выставки им посвящено не было. Вообще, несмотря на широкую известность в научном мире, термина «романовские письма», проблема атрибуции романовских икон, думается, не теряет своей остроты по сей день. Рассредоточенные по столичным и ярославским музеям иконы, принадлежащие к этой стилевой группе, никогда не были собраны воедино, сведения о мастерах, владельцах и заказчиках этих икон, среде их бытования и особенностях письма разрозненны. Цельного представления о стилистике романовского письма до сих пор нет. Недостаток информации в свободном научном обиходе привёл даже к своего рода мифологизации «романовских писем».

В литературе проблема существования романовской традиции иконописания освещена крайне скупо. В своих выводах и оценках рыбинского собрания мы базируемся на двух публикациях: 1966 и 1998 годов. В каталоге «Древнерусское искусство в собрании Павла Корина» 1966 года Валентина Ивановна Антонова обозначила отдельные контуры романовских писем. Она публикует бесспорный стилевой эталон – икону «Преп. Исаакия Далматского с житием» 1833 года, принадлежащей кисти лучшего, по мнению Антоновой, романовского мастера Максима Архиповского. Антонова пишет: «романовские мастера своему безупречному артистизму с его щеголеватой законченностью благоговейно учились на иконах лучших строгановских изографов». В иконах из коринского собрания те же, что и в иконах из Рыбинского музея, фигурные навершия средников, то же сочетание зелёных, розовых, малиновых в одеждах с золотопробельным письмом по-барочному пышных складок. Увлечение тонкой разделкой золотых деталей и картушей «под чернь», та же нередко используемая техника цвечения по золоту, вохрение в белизну по тёмному санкирю и характер обводки нимбов.

2. Богоматерь Одигитрия с апостолом Лукой и мученицей Дарьей. Вторая половина. XVIII в. Дерево, темпера, 32,4 x 25,7.

2. Богоматерь Одигитрия
с апостолом Лукой и мученицей Дарьей.

Вторая половина. XVIII в. Дерево, темпера, 32,4 x 25,7.

Во многом на основе каталога Антоновой сотруднице Рыбинского музея Елене Евгеньевне Скворцовой в 1987 году удалось выявить около десятка икон романовского письма в рыбинской коллекции. Исследовательница указывает следующие признаки романовской традиции: толстые доски основы с торцевыми шпонками, использование прямой перспективы, элементы ордерной системы в архитектуре, «процветшие» горки, густой травный орнамент, отзывчивость к новшествам светского искусства, более замкнутую, чем в иконах палешан.

Чрезвычайную важность для нашей темы имеет публикация Зои Павловны Морозовой ( ГИМ ) в сборнике Научных чтений памяти И. П. Болотцевой 1998 года. Автор анализирует прориси из коллекции известного антиквара и книготорговца С. Т. Большакова, хранящиеся в Государственном Историческом музее и бытовавшие в Романов - Борисоглебске. Среди иконных образцов встречаются подписные листы мастеров Оружейной палаты: Семёна Спиридонова, Спиридона Григорьева, Фёдора Иванова; листы с переводами из Сийского иконописного подлинника, прориси с известных ярославских и костромских икон XVII века. Это всё подтверждает выводы об истоках «романовских писем».

Спектр сюжетов прорисей из ГИМа как в малом зеркале повторяется в «романовских иконах» из Рыбинска. Часто встречаются «Седмица с припадающими» ( РБМ 4597), «Спас Борисоглебский» ( РБМ 17818), очень распространённое у романовцев «Благовещение у кладезя» ( РБМ 4678), образы пророков Иоанна Предтечи [ РБМ 4607, РБМ 9730, РБМ 11858) и Илии ( РБМ 9709).

3. Преображение Господне. Первая половина XIX в. Дерево, темпера, 34,6 х 28,2.

3. Преоб ражение Господне.
Первая половина XIX в. Дерево, темпера, 34,6 х 28,2.

Переходя к анализу отдельных памятников из собрания Рыбинского музея, следует особо подчеркнуть, что точных свидетельств написания икон этой группы в г. Романов - Борисоглебске нет. Иконы из Рыбинска не имеют подписей мастеров и авторских датировок, большая часть из них поступила в музей из рыбинских храмов и от горожан, из Югской пустыни около г. Мологи и из усадьбы Петровское под Рыбинском. Поэтому многое в наших суждениях о них – гипотезы и предположения, их особенности мы пока разграничиваем пунктирно. Однако по особенностям технологии и стиля они, несомненно, составляют некую общность.

Икона святителя Николая ( РБМ 4507), илл. 1, поступившая в музей из Рыбинского Спасо-Преображенского собора , написана в 1770-е годы. К ней имеется серебряный оклад , по мнению В. В. Игошева, исполненный в 1770- х годах ярославским мастером Афанасием Корытовым. Атрибутировав икону как «романовскую», И. П. Болотцева отметила орнаментацию фелони киноварными равноконечными крестами в характерной технике цвечения по золоту. Изысканные барачные картуши выполнены на золоте чёрным контуром «под гравюру», напоминая черневую наводку на металле. Использование цветных лаков и узорочье «под чернь» адресует к традициям С. Спиридонова и других ярославцев. Крышка Евангелия в руке святителя с подробными сценами на дробницах ( всё это скрыто окладом )!)) имитирует эмалевые миниатюры напрестольного Евангелия. Масте -романовец превращает детали в ювелирную драгоценность, но не «сказочно - палехскую», а реальную.

Мастера из Романова, предпочитая основательность и весомость во всём, часто писали на толстых досках, обработанных цинубелем с глубоко врезанными торцевыми шпонками, часто дубовыми. Все эти характеристики основы видны в четырёхчастной иконе «Успение, свт. Николай, пророк Илия, св . архидиакон Филипп и преп. Евдокия» ( РБМ 9709) из Молченской церкви Югской пустыни. Судя по палеографии надписей, красно-зелёной опуши и присутствию пророка Илии, писал икону старообрядец. Карающая сила этого пророка сродни эсхатологии раскольничества.

4. Иоан Предтече. Из деисусного чина. Первая половина XIX в. Дерево, темпера., цветные лаки 31,4х 26,8.

4. Иоан Предтеча. Из деисусного чина.
Первая половина XIX в.
Дерево, темпера., цветные лаки 31,4х 26,8.

Колорит романовских икон из Рыбинской коллекции в целом тёплый. В нём сочетается густая травянистая зелень, интенсивные малиновые и розово-охристые цвета. На иконе «Богоматерь Одигитрия с апостолом Лукой и мученицей Дариеи» ( РБМ 4575) из Петровского «гравюрные» пышные картуши и обычная для этих памятников обводка нимбов киноварью с белой окантовкой снаружи. Такая же на иконе «Преподобного Исаакия Далматского» М. Архиповского 1833 года ( В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М.: Искусство, 1966, кат. 1 22). Края мафория «оторочены» мельчайшими белильными «жемчугами», как и на иконе Спаса Вседержителя ( РБМ 1 1 859) и двух иконах Предтечи ( РБМ 4607, РБМ 11858) из рыбинской коллекции.

Икона «Благовещение» ( РБМ 4678) илл .7 - высококлассное романовское произведение. Атрибуция его тоже принадлежит И. П. Болотцевой. Архангел дважды изображён в доме – благовествующим и на пороге, словно слушающим «голос небес». Близкая иконографическая аналогия ей – в каталоге «Пречистому образу твоему поклоняемся.» - СПб.: ГРМ,1995, кат. 12., датирована началом XIX века, поступила из Императорской Академии художеств в 1898 году. Образцом композиции послужила, видимо, четырёхчастная икона XVII века из церкви Илии Пророка в Ярославле. Одновременное присутствие небесного посланника повсюду передаёт его быстролетность. Пред ним как дым исчезает всякое пространство. Главное событие предваряет видное в проёме арки «Благовещение у кладезя». На слова ангела Дева Мария в смущении оглядывается, кувшинчик застывает над колодезным окном. Ликование мира, обрадованного благой вестью, звучит в великолепии дворца с «коринфскими» колоннами и белым кружевом узоров на малахитового цвета стенах. По наблюдениям З. П. Морозовой у романовцев зачастую «нарядные узорные фоны,... но выразительность деталей никогда не переходит в вычурность ... Фигуры нарисованы темпераментно, с барочным преувеличением чувств». Юная полнокровная радость трепещет в сочности декора. В крепких фигурах, в которых нет вытянутости до готической потусторонности, как у палешан. Движения порывисты, в такт им упруго парусят складки облачении. Жар темперамента прорывается сквозь каноническую заданность поз и жестов. Остро характерно и письмо личного в романовской традиции. Оживки в виде бликов на подбородке, шее, запястьях и фалангах пальцев геометризуются артистично подчёркнутыми кружочками - «желвачками», повороты форм заострены.

5. Преображение Господне. Конец XVIII - начало XIX в. Дерево, темпера, 138 х 79.

5. Преображение Господне.
Конец XVIII - начало XIX в.
Дерево, темпера, 138 х 79.

Икона «Преображение» ( РБМ 4620) илл. З, скорее всего, написана в одной мастерской с иконой «Благовещение». Сходны размеры, колорит, манера и «процветшие» горки – знак ярославской школы. На обеих иконах по границе горнего и земного миров проходит гряда одинаково стилизованных мелких «кучевых» облачков, притенённых снизу. Миниатюрность письма иконы при отсутствии дробности и замельчённости, высветленность тонов при общей их теплоте, в отличие от холодно - раздробленного колорита у палешан, приверженность сочной и полнокровной растительной орнаментике. Придающей празднично - мажорное, как в эмблематике барокко, звучание всему образу – вот «родовые» черты романовской традиции.

Ещё одна отличительная черта романовских икон, в том числе и «Седмицы с припадающими» ( РБМ 4597), – цветная однотонная рамка по лузге, переходящая трёхлопастное килевидное навершие средника.

Тот же набор формальных признаков в иконе Богоматери Печерской ( РБМ 4619), правда, упрощённой по письму. Этот сюжет, как и «Седмицы», был популярен в романовских мастерских. Переводы с него, скалькированные ещё у строгановцев, были в арсенале Архиповских.

6. Спас Вседержитель (Романово-Борисоглебский). Вторая половина XIX в. Дерево, темпера, 33,5 x 25.

6. Спас Вседержитель (Романово-Борисоглебский).
Вторая половина XIX в. Дерево, темпера, 33,5 x 25.

Бесспорно, из одного поясного Деисуса происходят иконы Спаса Вседержителя ( РБМ 1 1859) и Иоанна Предтечи (РБМ 11858), илл. 4 с исполненными в технике цвечения по золоту ампирными мотивами гирлянд и вазонов на полях, декоративными спиралями в нимбах. Те же приёмы и орнаментальные мотивы присутствуют в другом деисусном образе Предтечи ( РБМ 4607). Время и источники поступления икон различны, что подтверждает не единичность этого заказа, а также указывает на возможное существование мастерской, столь оригинально писавшей Деисусы.

Крупные, храмового размера иконы «Преображение» ( РБМ 11892), илл. 5 и Богородицы «Благодатное небо» из Рыбинского Спасо - Преображенского собора ( РБМ 4692) близки по колориту, трактовке скалистой земли, дымных облаков и скрижалей. На них, как обычно у романовцев, золотые круглящиеся пробела широкими мазками с отдельными лучиками внахлёст. Икона «Преображение» по уровню мастерства близка произведениям Архиповского.

Икона «Воскресение с праздниками» ( РБМ 14346) 1860 года, вероятно, заказанная в Романове, «многодельная» с добротным, как на афонских образах. Слоем левкаса хранилась в доме рыбинских купцов III гильдии Принцевых.

7. Благовещение. Первая треть XIX в. Дерево, темпера, 31,4 x 25,7.

7. Благовещение.
Первая треть XIX в. Дерево, темпера, 31,4 x 25,7.

Интересное свидетельство о заказе имеется на обороте иконы Спаса ( РБМ 17818) илл. 6: «...В ГОРОД РЫБИНСК НАПИСАТЬ ИКОНУ СПАСИТЕЛЯ БОРИСОГЛЕБСКОГО...», а на нижнем поле название: «ОБРАЗ ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ : Р.: БОРИС». В иконе явно воспроизводится иконография древнего чудотворного образа Всемилостивого Спаса из Воскресенского собора Романов-Борисоглебска. Именно этот необычный извод Христа оплечного с поднятым к плечу Евангелием и благословляющей десницей улика, издавна называемый «Спас Борисоглебский», копирует мастер-романовец в иконе из музея.

В заключение отметим: несмотря на анонимность памятников из Рыбинского собрания, стилистика их сродни опубликованным бесспорным образцам романовского письма. Что позволяет с большей степенью вероятности отнести группу икон из Рыбинска к «романовским письмам». Думается, облик рыбинских памятников обогащает представление о таком незаслуженно забытом и ярком явлении в иконописании, как романовская икона.

Ирина ХОХЛОВ А,
научный сотрудник
Рыбинского историко -архитектурного
и художественного музея - заповедника

 

А. И. Успенский в книге «Царские иконописцы и живописцы XVII века» (М., 1910. - С. 256.) пишет: Слинкин Богдан — иконописец из Романова; вызвался в Москву в 1660 году к стенному письму в Архангельском соборе.

 

Хотите отдохнуть душой? - отдыхайте в Русской провинции.
Приглашаем в гости.

Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
тел.: 8-920-109-11-25
e-mail: gradromanov@yandex.ru


| Главная | Тутаев на карте области | Схема проезда | План города | Наша гостиница | Гостевая книга | Контакты |

Copyright © 2009 Вениамин Новиков
Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта
и с обязательной активной ссылкой на сайт

Пчелы, цветы и здоровье - Пчеловодство, апитерапия, фитотерапия и большое количество практического материала 
 
ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!  
Возможно Вам будет еще интересно посмотреть сайт поселка иссы